СТРАСТЬ СТЯЖАТЕЛЬСТВА
В знаменитой поэме «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя рассказана история, которая до сих пор воспринимается большинством читателей, как авантюрный роман о проходимце Чичикове. Хитрец скупает бумаги на владение крепостными крестьянами, которые уже умерли, но числятся в живых. Чичикову пришла гениальная идея, получить в залог под ничего не стоящие бумажки огромные деньги.
Похожая идея пришла нынешним Чичиковым, которым удалость за ваучеры – ничего не стоящие бумажки – приватизировать предприятия и ресурсы.
И теперь многие не понимают, что у Гоголя рассказана белее страшная история. Речь идет не о торговле ценными бумагами. А о том, как у людей умерли души.
Все его герои – только оболочки в человеческом обличье. И сотворила это одна опаснейшая страсть – стяжательства. Чичиков и Плюшкин – две крайности всепоглощающей страсти. Один мечтает о миллионах, а другой собирает крохи.
В Евангелии от Луки, в двенадцатой главе есть удивительная история, на которую немногие обращают внимание. Там говорится, как один человек, видя, что Господь учит с властью, и поскольку велико Его влияние на народ, решил: если Господь скажет только слово, то брат его разделит с ним наследство, как ему хочется.
Понятно, что между братьями было дело о дележе наследства, но в чем оно состояло – неизвестно. Казалось бы справедливая просьба. Но, обратившийся к Иисусу, проситель вдруг услышал в ответ:
– Кто поставил Меня судить или делить вас?
Это дело подлежало судебному разбору, и закон должен был рассудить братьев. Оказывается, Господь пришел не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы, основанные на страстях человеческих.
Он проповедует добровольное отречение от имений, а тут просят Его, вопреки духу Его учения, чтобы Он повелел разделить наследство, или имущество.
Пользуясь случаем, чтобы дать нравственное назидание Своим ученикам и последователям, Спаситель говорит:
– Берегитесь любостяжания!
Любостяжание – страсть к приобретению денег, имущества для наслаждения благами мира сего, любовь к богатству. На самом деле, жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Как сама продолжительность жизни человеческой на земле, так и известная доля счастья и благополучия не зависит от богатства.
– Не заботьтесь, что вам есть и во что одеться.
Излишняя привязанность к благам материальным, временным отвлекает человека от попечения об истинном духовном благе. От служения Господу Богу.
В известных пределах необходимо, конечно, заботиться о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель и апостолы. Беззаботность всегда порицается.
В данном случае не беззаботности учит Господь. А излишнюю заботу о житейских мелочах запрещает.
– Посмотрите на воронов: они не сеют, ни жнут, и Бог питает их.
Вот наглядное доказательство могущества и благости Отца Небесного, Который печется обо всем сотворенном и тем делает неуместной всякую излишнюю заботу человека об удовлетворении телесных потребностей!
– Сколько же вы лучше птиц?
Жизнь человека, его душа намного драгоценней в очах Божиих, чем жизнь птиц. Душа его предназначена для бессмертия. Тогда как жизнь птиц ограничивается этой временной жизнью.
– Кто, может прибавить себе роста?
Вот еще одно доказательство бесполезной излишней заботливости человека о своих временных потребностях. Бог дал человеку известный рост, и человек, при всей заботе своей, не может ни увеличить его, если он мал, ни уменьшить, если он велик.
– Посмотрите на лилии, как они растут.
Существует множество разных полевых лилий. О них не заботится рука человека. И сами они не заботятся о своих нарядах. Однако и царь Соломон, при всей своей пышности и богатстве, не одевался так красиво, как эти дикие полевые лилии. Все это делает один Бог. И если о цветах Он так заботится, то не тем ли более о человеке?
– Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
Ищите, заботьтесь, старайтесь – прежде заботы о житейских потребностях – найти Царство Божие. Сделаться истинными членами Царства Христова. Царства истинной веры и надежды. А все внешнее присоединится как бы в награду за труды и искание Царства Божия.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.