Официальный сайт

СОН ГРЕШНИКА

Грешника, которому предстоит необходимость обновляться в покаянии, говорит Феофан Затворник, Слово Божие большей частью изображает погруженным в глубокий сон.

Отличительной чертой таких лиц не всегда бывает явная порочность. Но собственно отсутствие необходимой воодушевленности. Нет самоотверженной ревности о богоугождении,  с решительным отвращением от всего греховного. Характерно то, что у них благочестие не составляет главного предмета забот и трудов. Что они, заботливые о многом другом, совершенно равнодушны к своему спасению.

Не чувствуют они, в какой опасности находятся. Не стремятся к доброй жизни и проводят жизнь холодную к вере. Хотя иногда исправную и безукоризненную внешне.

Это общая черта. В частностях безблагодатный человек является всегда беспечным.

Отвратившись от Бога, человек останавливается на себе и себя поставляет главной целью всей своей жизни и деятельности

Это уже и потому, что после Бога нет для него ничего выше себя самого. Особенно же потому, что, получив прежде от Бога всякую полноту, а теперь опустев от Него, спешит он и заботится, как бы и чем бы себя наполнить.

Образовавшаяся в нем пустота, чрез отпадение от Бога, непрестанно возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду чего-то. Неопределенную, но непрестанную.

Человек стал бездонною пропастью. Всеусиленно заботится он наполнить свою бездну. Но не видит и не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поту, трудах и великих хлопотах. Занят разнообразными предметами, в которых надеется найти утоление снедающей его жажды.

Предметы эти поглощают все внимание, все время и всю деятельность его. Они – первое благо, в которых живет он сердцем.

Отсюда понятно, почему человек, оставляя себя исключительною целью, никогда не бывает в себе, а всегда – вне себя. В вещах сотворенных или изобретенных суетой.

От Бога, Который есть полнота всего, отпал. Сам пуст. Осталось, как бы разлиться по бесконечно разнообразным вещам и жить в них.

Так грешник жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя и Бога. О вещах многих и разнообразных.

Поэтому характерная черта греховной жизни есть, при беспечности о спасении, забота о многом, многопопечительность (Лк. 10.41).

Оттенки и отличия такой многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот.

Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть все, рождает заботу о многознании, исследование, любопытство, пытливость.

Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть все, производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию. Чтобы все было в нашей воле, в наших руках – это любоимание.

Пустота сердца, лишившегося наслаждения Единым, Который есть все, образует жажду удовольствий многих и разнообразных. Или поиск тех бесчисленных предметов, в которых надеемся найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних.

Так, грешник непрестанно в заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении. Услаждается, овладевает, пытает.

Это – круговращение – сон, в котором кружится он весь свой век. Пытливость манит, сердце чает вкусить сласти и увлекает волю.

Что это так и есть, всякий может проверить сам, устроив наблюдение над движениями души своей в продолжение хотя бы одного дня.

24 апреля 2017
Яндекс.Метрика
loading