Официальный сайт

СОКРОВИЩА НЕБЕСНЫЕ И ЗЕМНЫЕ

В Нагорной проповеди Господь коснулся вопроса, который волновал общество тогда, волнует и теперь (Мф. 6, 22-33). Нельзя ли спасти свою душу, достичь вечной жизни, не покидая привязанности к благам земли? Нельзя ли жить так, чтобы и добрые дела делать, и сокровища свои сохранить при себе? Нет! – отвечает Христос.

– Никто не может служить двум господам. Нельзя одинаково ревностно служить Богу и маммоне. Если отдадите все свои силы накоплению богатств, то будете нерадеть о Боге и Царстве Небесном. А если нажива обратится в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию.

Человек, пристрастившийся к наживе подобен потерявшему зрение. Представление о свете вещественном приобретается восприятием лучей света сетчаткой глаза. Так и понятие – познание –  Бога и назначения в этом мире человека воспринимается умом.

Sokrovisha7Здоровый человек с неповрежденным зрением видит все окружающее. И, в том числе, себя и свое тело освещенным. Точно так же и ум, не омраченный ничем, доступен для света евангельской истины.

Но как лишенный зрения перестает видеть окружающее и себя самого, так и человек с умом, омраченным земными страстями и кумирами, теряет способность сознавать волю Божию.

Если ужасна тьма в человеке, лишенном зрения, то какова же тьма нравственная духовная?

– Кто помрачает ум, говорит святитель Иоанн Златоуст, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни. Когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен – тогда какая уже надежда для подчиненных?

Впрочем, Господь осуждает не богатство само по себе, замечает святой Златоуст, но тех, кто раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил маммоне. Имел богатство и обладал им, но был господином его, а не рабом. Он пользовался им, как раздаятель чужого имения, и не услаждался тем, что имел у себя.

Sokrovisha2Но человек с одним умом – то же, что одноглазый. Он хоть и видит, но только наполовину. Человек, полагающийся на один ум свой, часто думает ошибочно, а ему кажется, что он благоразумнее всех, рассудительнее всех. Он везде и всюду повторяет слово наука: наукою познано, наукой решено. А между тем и личная, и общественная наша жизнь пришли в окончательное расстройство. Высокое христианское учение о свободе обратилось в повод к угождению плоти (Гал. 5.13). О такой «учености» апостол Павел сказал:

– Мудрость мира сего есть безумие (1 Кор. 3.19).

Чтобы разум действовал правильно, Бог дал человеку другое духовное око – совесть. Если око ума и око совести не помрачены, не обложены тучами греха, то ты будешь видеть в душе своей все ошибки, все заблуждения, все недостатки. Совесть – то же, что солнце на небе. Солнце заволакивается тучами – на землю темно. И совесть – чем более помрачается грехами, тем более все силы души помрачаются и действуют неправильно. Потому нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев (Притч. 28.1).

Блажен человек, который от юности соблюдал и соблюдает око своей души чистым!

Sokrovisha4Храните совесть свою от грехов, как бережете глаза от пыли. Не пишите на ней беззакония. Если око совести вашей будет чисто, то и вся душа каждого из вас будет чистой. Будет и разум светлый, и память ясная, и воля твердая, и все силы души правильны.

Совесть наша омрачается вследствие пристрастия к благам мира сего. Чтобы отвратить от этого, Иисус Христос поучает нас примерами из природы.

– Взгляните на птиц небесных. Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, насколько более вас, маловеры.

В известных пределах забота о нуждах житейских необходима. Труд в этом отношении заповедуется и Спасителем и апостолами. Но порицается излишняя малодушная и томительная заботливость об этом.

Природа поучительна. Она – второе, после Библии, откровение Божие. И вот в Евангелии она не только поучает, но и постыжает нас, маловерных. Если Бог заботится о птицах и растениях, то жизнь людей гораздо драгоценнее пред Богом. Ибо душа их назначена для бессмертия, тогда как жизнь птиц и растений ограничивается временной жизнью. Да и бесполезно утомлять себя излишней заботливостью о житейских нуждах. Бог положил человеку известный предел жизни, и никакая заботливость не может продлить свою жизнь.

Sokrovisha12– Если Бог оставит нас, рассуждает святитель Иоанн Златоуст, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом, ничто не поможет нам, но все будет тщетно.

Излишняя заботливость свойственна язычникам, которые, по словам святого Златоуста, весь свой труд ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не мыслят о небесах.

Но вы, христиане, нужды которых Отец Небесный знает прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8), ищите прежде Царства Божия, то есть Царства Христова на земле – Царства благодати, которое есть Церковь Христова. И Царства Божия на небе – Царства славы святых.

К этому-то Царству и обращает Иисус Христос помыслы и силы своих слушателей, а блага мира приложатся, присоединятся, как бы в придачу и в награду за искание Царства Божия и правды – оправдания – перед Богом по заслугам нашим.

 

09 июля 2016
Яндекс.Метрика
loading