Официальный сайт

СМЫСЛ ХРИСТИАНСКОГО ПОДВИГА

В 15-е воскресение по Пятидесятнице Святая Мать Церковь вновь предлагает своим чадам духовное наставление. Примечателен положенный к прочтению сегодня за Литургией отрывок из Апостола (2 Кор. 4:6-15). В нем есть такие слова: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». О каком умирании говорит апостол Павел?

Несомненно об умирании для греха. Символическим изображением этого является троекратное погружение крещаемого в воду при совершении таинства крещения. Это является свидетельством о коренном внутреннем изменении подъявшего на себя высокое звание христианина и объявившего борьбу всему греховному в своей жизни. Казалось бы, но причем здесь тело? Ведь речь идет о мысленной брани, так сказать, мотивации.

Православная антропология открывает важную истину о человеке. Дело в том, что в нашем существе все взаимосвязано и грех в уме неминуемо ведет ко греху на деле. Подобно болезни он постоянно отравляет нашу душу и, как следствие, тело. Христианская аскеза – это не только чистота ума, но и ограничения для тела, распятие его для греха.

В следующем стихе апостол подчеркивает, что мы носим сокровище внутреннего величия «в скудельных сосудах». Ведь наше тело хрупко подобно глиняному горшку. Однако в этом изъяне виден премудрый Божий Промысел о человеке, о чем и говорится далее: «Чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам». И вот здесь мы подходим к самому интересному. По комментарию А.П. Лопухина «весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога». Но раз эта сила, которой владел апостол Павел, от Бога, то она никогда никем и ничем не может быть побеждена.

Христианский подвижник не уповает исключительно на свои слабые силы в борьбе с грехом, но крепко надеется на Бога, Которому все возможно. Именно с помощью Божией были совершены и совершаются бесчисленные победы на духовном поприще. Добровольное самопожертвование приносит нам новые силы для жизни «чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей».

Окончательная же победа в этой духовной битве – за Христом. Потому апостол так решительно и восклицает в конце литургического фрагмента Послания к Коринфянам: «Веруем, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами». Мы умираем со Христом, с Ним и воскреснем, и уже воскресаем духовно.

Сердцевину же или корень христианской жизни и подвига открывает нам Евангелие этого дня (Мф. 22:35-46). Христос, в ответ законнику о главных заповедях в Законе Божием, сводит их к двум важнейшим: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Удивительно, но одно невозможно без другого – мы не можем всецело любить Господа, презирая своего ближнего. И, наоборот, уделяя все наше внимание и заботу ближним, забывать о Боге. Эти крайности одинаково опасны. Обе заповеди ведут к одному – надежде на Бога. Без Его помощи они невыполнимы.

Замечательно говорит об этом преподобный Иустин (Попович): «Спаситель отвечает премудро как Бог: весь Закон Божий и пророчества сводит к любви и выводит из любви. А это значит: все сводит к Богу, и выводит из Бога, ибо Бог есть – Любовь (1 Ин. 4:16, 8). Единственно с помощью Господа Христа может человек неэгоистично любить и себя, и ближних. Без Него всякое человеколюбие на самом деле есть самолюбие, грехолюбие, сластолюбие».

По ответу Спасителя, цель всех заповедей и пророчеств состоит в том, чтобы человек совершенно и действительно, всецело и вечно, соединился с Богом. Не будем забывать об этом и равно избегать в своей жизни как фарисейства, так и человекоугодия, научаясь подлинно христианской любви.

 

Илиодор Губертов, миссионер Богоявленского Собора

20 сентября 2020
Яндекс.Метрика
loading