РАЗУМНЫЙ ПОСТ
Святой Преподобный Исаак Сирин объясняет христианам, что такое разумный пост.
– Всем известно, что всякой борьбе с грехом и вожделением служит началом труд бодрствования и поста. Особенно, если кто борется с грехом, который внутри нас. В этом усматривается признак ненависти к греху и к желанию его в ведущих эту невидимую брань. Начинают они постом, а после него содействует подвижничеству ночное бодрствование.
Кто в течение целой своей жизни любит беседу с этой четой, тот бывает другом целомудрия. Как началом всему худому служит упокоение чрева и расслабление себя сном, возжигающее блудную похоть, так святой путь Божий и основание всех добродетелей – пост. Бдение, бодрствование в службе Божией, в распинании тела день и ночь, в противовес сладости сна. Пост – ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержанных, красота действий и святыни. Светлость целомудрия, начало христианского пути, мать молитвы, источник целомудрия и разума. Учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел.
Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностью, свойственно вожделение молитвы.
Как только начнет кто поститься, желает уже с этого времени умом своим прийти в вожделение собеседования с Богом. Ибо тело постящееся не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей.
Когда на уста человеку налагается печать постов, тогда помыслы его поучаются в умилении. Сердце источает молитву, на лице у него грусть, и срамные помыслы далеки от него. Не видно веселости в очах его, враг он похоти и суетных бесед.
Никто никогда не видел, чтобы рассудительный постник стал рабом дурного вожделения. Пост с рассудительностью – обширная обитель для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе. Потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи. И нарушением поста пало начало нашего создания. Но в чем состояло первое уничижение, с того начинают подвижники преуспевать в страхе Божием, как скоро начнут хранить закон Божий.
С чего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо после крещения Дух повел Его в пустыню. И постился Он там сорок дней и сорок ночей. Подобно и все исходящие вослед Спасителя на этом основании утверждают начало своего подвига. Потому что пост есть оружие, уготованное Богом.
И кто, если нерадит о нем, не будет укорен за это? Если постится Сам Законоположник, то как не поститься кому-то из соблюдающих закон? Потому-то до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражения от нашего естества. Но от этого оружия изнемог в самом начале. И Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец.
И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх наш противник и мучитель. Сразу помышляет и воспоминает о поражении своем в пустыне Спасителем. И сила его сокрушается. И воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, опаляет его.
Какое оружие сильнее этого? И что придает столько смелости сердцу в борьбе с духами злобы, как воздержание ради Христа? Ибо, в какой мере утруждается и злостраждет тело, в то время как окружает человека полк демонский, в такой мере сердце исполняется упованием.
Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностью. Ибо и ревнитель Илия пророк, когда возревновал о законе Божием, пребывал в этом деле – в посте.
Пост человеку стяжавшему его напоминает заповеди Духа. Он есть посредник Ветхого Закона и благодати, данной нам Христом. Кто нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывая этим начало и дурной признак расслабления души своей. И воюющему с ним дает случай к победе. Так как нагим и безоружным выходит на подвиг. А потому ясно, что выйдет из борьбы без победы. Потому что члены его не облеклись в теплоту сдерживания себя в посте. Таков пост. Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов встретить и отразить все лютые страсти.