РАЗУМНЫЙ ПОСТ
Преподобный Пимен Великий (340-450) сам устанавливал свою меру аскетизма и не требовал таких подвигов поста, какие совершал сам. Известно, что постился он очень строго, порой обходясь без еды больше недели. Но своим ученикам он советовал, есть каждый день, не пресыщаясь. Правда, здесь уместно напоминание не только о еде. Прослышав о том, что некий инок ел раз в неделю, но злился на своего брата, святой со скорбью сказал: Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день. Еще он говорил: человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает.
Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть те, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого. Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн.
Брат спрашивал авву Пимена: я сделал великий грех, и хочу каяться три года? Много, говорит ему авва Пимен. Или хотя один год, говорит брат. И то много, сказал опять старец. Бывшие у старца спросили: не довольно ли сорока дней? И это много, сказал старец. Если человек, прибавил он, покается от всего сердца, и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог.
Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу.
Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию. И я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией. Еще сказал авва Пимен: не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют; иначе не будешь иметь успеха. Авва Пимен сказал: что пользы созидать чужой дом, и разрушать свой собственный? Еще сказал: что пользы ходить в школу искусства, и не учиться ему?
Авва Пимен сказал: по мне лучше человек, согрешающий и сознающий грех свой и раскаивающийся, – нежели человек не согрешающий и не смиряющийся. Тот считает себя грешником, и смиряется в своих мыслях, – а этот представляет себя праведником, как будто он праведен, и возносится.
О нечистых помыслах, рождающихся в сердце человеческом, и о суетных пожеланиях Авва Пимен говорил: разве прославится секира без секущего ею (Ис.10. 15)? Не подавай руки им, и не услаждайся ими, – и они пройдут. Как сундук с одеждой, если будет оставлен без присмотра, то одежда со временем истлевает; так и помыслы, если не будем совершать их телесно, со временем истлевают и исчезают. Если кто положит в сосуд змия и скорпиона, и закроет его, то они совсем издыхают; так и худые помыслы исчезают от терпения.
На вопрос как нужно поститься, Авва Пимен отвечал: можно, я думаю, есть каждый день, но есть немного, чтобы не быть сытым. А ты, говорил ему авва Иосиф, когда еще был молод, не постился ли по два дня? Точно, отвечал ему старец, постился я и по три дня, и по четыре, и по неделе. И все это испытали старцы, как сильные мужи, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и передали нам этот путь; ибо он есть путь царский и для нас удобный.
Авва Пимен сказал: если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но остерегайся вперед, то этим возбудишь душу его к покаянию.
Сказал авва Пимен: человек, научающий других, а сам не исполняющий того, чему учит, – подобен источнику, который всех поит и омывает, а сам себя не может очистить, так что всякая грязь и нечистота остаются в нем. Если хочешь доставить кому пользу, то самым делом покажи добродетель. Ибо он, и внимая твоему слову, остается праздным; а если ты слова свои покажешь на деле, то это останется в нем.
Один ученик спрашивал авву Пимена: от чего это демоны так нападают на меня? На тебя нападают демоны? – сказал ему авва Пимен. Не демоны нападают на нас, если мы исполняем свои желания, – наши желания для нас сделались демонами. Они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, так это с Моисеем и подобными ему.
По материалам сайта Свято-Елисаветинского женского монастыря в городе Минске. Минской епархии Белорусской Православной Церкви.
Продолжение следует.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (306 – 372). О СТРАШНОМ СУДЕ И РАЙСКОМ ВЕСЕЛИИ