Официальный сайт

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И ЕГО ЗАВЕТЫ РУССКОМУ НАРОДУ

Солнце, которому, по словам летописца, предтекла, как утренняя заря, Равноапостольная Ольга, был святой Равноапостольный Великий Князь Владимир. Чем был для Римской Империи Император Константин Великий, тем суждено было стать для Руси святому Князю Владимиру. Ибо им было совершено великое дело обращения ко Христу всего русского народа. Необыкновенно поучительно для нас самое его житие, говорит Архиепископ Аверкий (Таушев). Оно ярко свидетельствует о том, какую необычайную возрождающую силу имеет христианское учение, как оно, принятое искренне всем сердцем и воплощенное в жизнь, способно вполне переродить человеческую душу. Владимир до крещения и Владимир после крещения – это как бы два совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар – он после крещения становится ласковым, приветливым, любвеобильным и милостивым князем, – истинным отцом своих подданных. «Владимир – Красное Солнышко» – таким прозвищем характеризуют его письменные памятники второго периода его жизни.

Первые годы своего правления Владимир занят был кровавыми войнами и жил, как самый нечистый язычник. Одержав победу над своими братьями, с которыми он вел борьбу за власть, он сделался единодержавным правителем Киевского княжества. Однако, совесть не давала ему покоя, и он думал усыпить ее тем, что ставил на берегах Днепра и Волхова новые кумиры, украшая их золотом и серебром и закалая перед ними обильные жертвы. Дошло однажды дело и до человеческой жертвы, что, по-видимому, и явилось поворотным пунктом в настроении Владимира и заставило его помышлять о перемене веры.

После победы над ятвягами решено было возблагодарить богов человеческой жертвой. Жребий пал на прекрасного юношу – христианина именем Иоанн. Отец его Феодор не хотел отдавать сына в жертву идолам. Рассвирепевшая толпа ворвалась в их жилище и с оружием в руках стала требовать от отца выдачи сына. Отец, стоя с сыном в сенях дома, на возвышении, спокойно отвечал: «Если боги ваши суть точно боги, то пусть они пошлют одного из среды себя, чтобы взять сына моего, – а вы чего требуете?..» Раздраженные язычники подсекли сени дома, и под развалинами его погибли и отец и сын. Память этих первых на Руси мучеников за Христа Феодора и Иоанна празднуется ежегодно 12 июля.

Этот случай возбудил у Владимира большую душевную тревогу и сомнения в истинности языческой веры. Душа его томилась, искала света и мира, – а память говорила еще о великой Ольге, «мудрейшей всех человек», о ее Боге, о Боге греческих христиан.

По свидетельству летописца, к Князю стали являться, прослышав о его душевных сомнениях, представители соседних с Русью народов с предложениями принять их веру. Так, прежде всего пришли волжские болгары, исповедовавшие магометанство, и начали расхваливать свою веру. Владимиру , однако, не понравилось в магометанстве обрезание и запрещение пить вино. Пришли латинские миссионеры от римского папы и стали говорить о величии невидимого Бога и ничтожестве идолов, но славный князь, наслышавшись уже о властолюбивой политике пап, не дал им много говорить, а сразу же отослал их от себя со словами:

– Идите, откуда пришли: отцы наши не принимали веры от папы. Затем явились хазарские жиды, которые сказали, что они веруют во единого истинного Бога. Владимир, слушая их, внезапно спросил: А где ваше отечество? – В Иерусалиме, отвечали они, – но Бог, за грехи отцов наших, лишил нас отечества и рассеял по всей земле. –Как же вы учите других, – возразил Владимир, – будучи сами отвержены Богом. Если бы Бог любил вас и закон ваш, вы не были бы расточены по чужим землям; ужели того же вы и нам хотите?

Такими остроумными ответами Владимир ярко обнаружил свою врожденную мудрость и светлый, проницательный ум, – качества, оправдывавшие его избрание Божественным Провидением, как совершителя великого дела обращения ко Христу всего русского народа.

Наконец, после всех явился к Владимиру ученый греческий монах, философ, как их называли. В пространной речи он показал князю несправедливость всех других вер и изложил ему по Библии всю историю Божественного промышления о людях, начиная от сотворения мира и кончая Страшным Судом, – причем в заключение показал князю картину Страшного Суда. Владимир, смотря на картину, глубоко вздохнул и сказал: Добро сим одесную и горе сим ошуюю. – Если и ты желаешь стать с праведниками, то крестись, – заметил ему проповедник. Пожду еще мало, – отвечал на это мудрый князь.

Так как Владимир помышлял о перемене веры не для одного себя, но для всего своего народа, то ему, конечно, важно было, чтобы в выборе новой веры принимали участие лучшие представители народа. Поэтому, отпустив греческого проповедника с богатыми дарами, он в 987 году собрал совет бояр и объявил им о предложениях бывших у него проповедников. – Каждый хвалит свою веру, – сказали бояре, – у тебя много людей умных: пошли испытать, чья вера лучше. Тогда Владимир, последовав этому совету бояр, отправил «десять мужей добрых и смышленых», дабы они на местах ознакомились с разными верами. Послы эти побывали у волжских болгар, затем у немцев, исповедовавших латинскую веру, и, наконец прибыли в Царьград, где попали в великолепный собор Святой Софии, в котором сам патриарх совершал торжественную службу. Великолепие храма, участие всего духовенства с патриархом во главе, стройное, глубоко-молитвенное пение, как бы отрешавшее молящихся от земли, величие и простота всей службы привели послов в священный восторг и растрогали до глубины души.

Возвратившись домой, они дали отрицательные отзывы о богослужении магометан и немцев и с восторженным умилением рассказывали о богослужении греков.

– Когда пришли мы к грекам, – говорили они, – нас ввели туда, где они служат Богу своему, и мы не знали, на небе ли мы находимся или на земле: забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы «не имамы зде быти», не хотим оставаться в прежней языческой вере.

Тогда и бояре со старцами заметили князю: Если бы не хорош был закон греческий, тo не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек.

–Так мы примем крещение, но где? – спросил Владимир, – Где ти любо, –  Ответили бояре, предоставляя этим ответом самому князю осуществление уже принятого всем народом в лице его лучших представителей решения о принятии святой Христовой веры от греков.

Продолжение следует.

 

СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ ВЛАДИМИР И ОЛЬГА

ДЕНЬ ВСЕНАРОДНОГО РУССКОГО ТОРЖЕСТВА

ДЕНЬ ВСЕНАРОДНОГО РУССКОГО ТОРЖЕСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ СВЯТОМУ ВЛАДИМИРУ В ДЕНЬ ВСЕНАРОДНОГО РУССКОГО ТОРЖЕСТВА

ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ И ПАТРИОТИЗМ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И ГОСУДАРСТВО

СПАСЕНИЕ РОССИИ

ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ

ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ

НАШЕ ВРЕМЯ

ТАЙНЫЕ СЕТИ МАСОНСТВА. ПЛАН ГЛОБАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

БЕГСТВО ИЗ МИРА

 

27 июля 2020
Яндекс.Метрика
loading