Официальный сайт

ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ. МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

Всемирно известный психиатр Вильгельм Райх (1897-1957), родившийся на территории Австрии, а ныне Украины, написал в 1946 году работу «Посмотри на себя, маленький человек» для академического архива.

Автор не собирался ее публиковать. Это была всего лишь попытка ученого и врача систематизировать собственный внутренний сумбур и ужас, охватившие его после многолетнего изучения навязываемого людям понятия «маленького человека». Этот сумбур возник вследствие недоумения, переходящего в ужас, при виде того, что маленький человек творит над собой. Как страдает, сопротивляется, возносит своих врагов и убивает друзей. Как, обретая власть «во имя народа», он злоупотребляет ею и насаждает тиранию, еще более жестокую, чем та, которую он некогда пережил сам под гнетом свергнутых им же правителей. Это обращение к маленькому человеку было попыткой ответа на сплетни и злословие на ученого. Написав «Маленького человека», автор не мог предположить, что правительственный Департамент по охране общественного здоровья в союзе с карьеристами от политики и психиатрии развяжут кампанию против него и исследования. В 1950 году, изучая восточную медицину, Райх попытался создать аккумулятор жизненной энергии и лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию, астму, переутомление, эпилепсию. В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику, добивается запрета всей его деятельности, несмотря на успешное лечение.

Райх продолжал свою деятельность, утверждая, что Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце концов его сажают в тюрьму. А Управление добивается решения о сожжении его книг, аппаратуры и публикаций. В 1957 году Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа. В СССР его работы были запрещены.

– Тебя называют Маленьким Человеком или Обыкновенным Человеком. Тебе говорят, что пришло твое время – наступила «Эпоха Обыкновенного Человека». Любой человек, будь то врач, сапожник, механик или учитель должен знать свои ограничения, если ему приходится зарабатывать на жизнь трудом. За несколько десятилетий ты проявил себя по всему свету. Будущее человечества как вида будет зависеть от образа твоих мыслей и твоих действий. Но твои учителя и хозяева не объяснили тебе, как надо мыслить и чем ты, в действительности, являешься – никто не смеет навязывать тебе единственно верный способ – стать хозяином своей судьбы. Ты «свободен» только от одного – от самокритики, дающей тебе возможность распоряжаться собственной жизнью.

Я никогда не слышал: Ты возвеличиваешь меня как будущего хозяина себе самому и своему миру, но ты не говоришь о том, каким образом человек становится хозяином себе и о том, в чем ошибаюсь я, какие ошибки содержатся в моих мыслях и действиях.

Ты позволяешь власть имущим требовать власти «для маленького человека». Но сам ты при этом молчишь. Ты помогаешь сильным обрести еще большую власть или позволяешь слабым и зловредным людям представлять твои интересы. Когда ты понимаешь, что оказался в дураках, оказывается слишком поздно.

Я понимаю тебя. Поскольку я множество раз видел твое тело и душу обнаженными, без масок, политических ярлыков и национальной гордости. Обнаженными как новорожденного младенца, как маршала в нижнем белье. Я слышал твои рыдания и жалобы. Ты делился со мной своими неприятностями, своими чаяниями, раскрывал мне свою любовь и страдания. Я знаю и понимаю тебя. Я собираюсь рассказать тебе, кто ты есть на самом деле, маленький человек, ибо я по-настоящему верю в твое будущее. Ибо будущее, несомненно, принадлежит тебе.

Взгляни на себя, маленький человек. Постарайся увидеть себя таким, каков ты есть. Осознай, что ни один из твоих лидеров не смеет сказать тебе: Ты –  «маленький человек» или «обыкновенный человек». Вдумайся в двойное значение слов «маленький» и “обыкновенный»..

Не прячь голову в песок! Имей мужество взглянуть на себя! По какому праву ты поучаешь меня? Этот вопрос я вижу в твоих испуганных глазах. Я улавливаю тот оскорбительный тон, которым ты задаешь его, маленький человек. Ты просто боишься посмотреть на себя, ты боишься критики и той силы, которую обещает тебе этот честный взгляд. Какая для тебя польза от этой силы?

Ты не знаешь. Ты боишься признаться себе в том. что между тобой и тем, кем ты хотел бы когда-нибудь стать есть разница. Ты хотел бы быть свободным, а не запуганным: искренним, а не лицемерным. Способным любить. Не походить на ночного воришку, а жить при ярком дневном свете.

Это написал В. Райх 65 лет тому назад про маленького человека. А что пишут сегодня аналитики Газеты. ру?

Семен Новопрудский спрашивает: Как повлияло принудительное закрытие предприятий и целых отраслей на социальное благополучие работающих там людей, и спорить нечего. Крайне плохо повлияло. Как влияет обязательный масочный режим, да еще и со штрафами, независимо от физического состояния людей, запреты на прогулки, практики слежки за людьми с помощью гаджетов на душевное здоровье – тоже вполне понятно. Лучше на душе нормальному человеку от этого точно не становится. А перманентный психоз и тотальный страх, порождающие по всему миру вспышки массовой агрессии, вряд ли можно назвать признаками здоровья. Как физического, так и психического.

По сути, человечеству насильственно предложили комплекс мер, гарантированно подрывающих здоровье сотен миллионов человек, а в реальности, с учетом количества побывавших в карантинах, счет идет на миллиарды) ради негарантированной защиты от одной-единственной далеко не самой опасной болезни. В некоторых странах государство пыталось компенсировать этот «медицинский террор» финансовой помощью на время карантина, но в большинстве таких стран не захотели или объективно не имели достаточно денег, чтобы помочь людям. При этом в большинстве стран с обязательным масочно-перчаточным режимом маски не раздавали бесплатно, как должны были бы, если бы реально заботились о здоровье людей. Этот режим стал новым способом заработка государства – на продаже самих средств индивидуальной защиты и штрафах. К слову, штрафы под маркой борьбы за здоровье, которые брались и берутся в разных странах иногда даже с уже больных людей – отдельный важный этический вопрос, нуждающийся в прояснении. «Карательный гуманизм» точно не лучший путь к сохранению здоровья нации и отдельных «маленьких»  людей.

По книге «Психология власти. Хрестоматия». Самара. 1999г. и сайту Газета. ру. 30.08. 2020. Продолжение следует.

 

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ. СОВЕТЫ СТАРЦЕВ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ 56. ЗЛЫЕ СТРАСТИ

ЗЛЫЕ СОВЕТЫ

СТРАХ И ЛЮБОВЬ

ЧИСТАЯ ДУША

КОРЕНЬ ВСЯКОГО ЗЛА

ИСКУШЕНИЯ

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ТЕЛЕЭКРАНОМ

МУДРЫЕ СОВЕТЫ БАТЮШКИ АМВРОСИЯ

МУДРЫЕ СОВЕТЫ СТАРЦА АМВРОСИЯ. О БЕЗРОПОТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ СКОРБЕЙ

КАК ЖИТЬ – НЕ ТУЖИТЬ

БАТЮШКА СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. О ПРАВОСЛАВИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О СКОРБЯХ

К 200-ЛЕТИЮ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. СТАРЕЦ И ДУХОВНИК

СТАРЦЫ И ОПТИНА ПУСТЫНЬ

ЗАВЕТ ОПТИНОЙ

ЗАВЕТ ОПТИНОЙ. ПРЕДВИДЕНИЕ

СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)

КВОТА НА ДОЖИТИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК ПОЛЮБИТЬ БОГА?

УЧИТЕСЬ ДОБРУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ЖИТЕЙСКИЕ ЗАБОТЫ. МАРФА И МАРИЯ – БОРЬБА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

СТРАСТЬ СТЯЖАТЕЛЬСТВА

 

30 августа 2020
Яндекс.Метрика
loading