ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ПРЕДВЕРИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА
– Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. (Мф.6. 14).
Нынешнее воскресенье называется в православном народе русском Прощеным воскресеньем от доброго и благочестивого обычая прощаться друг с другом, – говорит святой Праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец. Это значит просить прощения друг у друга пред Великим постом и говением. А обычай этот вошел в силу от повеления Спасителя, заповедующего нам в нынешнем Евангелии прощать согрешения друг другу. Если желаем, чтобы и нам простил грехи Отец небесный, Которого мы без числа огорчаем и прогневляем всякий день и час.
Повторим еще Евангелие, которое было читано сегодня:
– Говорит Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6. 14-21). Этими словами оканчивается Евангелие нынешнего воскресного дня.
Поскольку с завтрашнего дня наступает Великий пост, то мы все, по христианскому обычаю, собираемся сбросить с себя тяжкое бремя грехов. И так как это свержение с себя греховного бремени требует некоторого самоотвержения с нашей стороны, и некоторого благоискусства, то Господь и научает нас, что именно требуется от нас самих, чтобы грехи наши нам были прощены все, без остатка. Указать чем мы должны поступиться со своей стороны, так как Господь Бог, со своей стороны, всегда готов миловать и спасать кающихся грешников. Он говорит, что от нас требуется простота и непамятозлобие, безгневие, забвение обид, дружелюбие, любовь к врагам. Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек.
Будешь прощать другим обиды, погрешности, докучливость, попрошайство и тебе прощены будут твои грехи. И ты со своим докучанием и частыми прошениями у Бога, не отойдешь никогда от Него тощим, и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей.
Ты простишь не многие грехи ближнему, сравнительно с твоими грехами перед Богом. А тебе Бог простит бесчисленные прегрешения. Ты простишь сто рублей, а тебе Господь простит тысячи.
Но какое злопамятство часто обладает людьми! Тогда как Господь требует от нас немногого – прощения и забвения обид ближних – которые, как капли в море, в сравнении с нашими грехами перед Богом, и требует для нашей же пользы.
Бог желает нас же приучить – к кротости, незлобию, терпению, смиренномудрию, братолюбию, снисходительности, миролюбию. А между тем мы выходим из себя, предъявляем свои права, нарушенные ближними, возжигаем в себе и ближнем пламя вражды, и таким образом, безумно и дерзко отталкиваем от себя спасающую нас десницу Божию. Прилагаем грехи к грехам. И сами стремглав бросаемся в погибель.
Великое благо, великая добродетель – незлобие пред Богом и людьми. Оно покрывает множество грехов. В Ветхом Завете были особенно возлюблены и прославлены Богом за эту добродетель: Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид Богоотец, царь и пророк и многие другие.
А в Новом Завете бесчисленные праведники, подражавшие кроткому и смиренному Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам:
– Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11. 29). Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас питать зло на ближнего. А будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на друга. Никто да не увлекается злой подозрительностью касательно ближнего. Ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь.
Будем помнить заповедь Спасителя: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин.13. 34). И слова апостола Павла: любящий друга закон исполнил. Итак, исполнение закона любовь есть (Рим.13. 8,10).
ПРАВИЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ДНИ СПАСЕНИЯ
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ (1293- 1378). КАК ПРОВЕСТИ ПОСТ?
ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА
ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
ОТ ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ