Официальный сайт

ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Святой Предтеча, память которого мы отмечаем 11 сентября, всей жизнью своей, от начала до конца, дает добрые уроки каждому. Так говорит о нем Феофан Затворник.

– Иоанн Предтеча Господень – первый образец, которым ранние христиане воодушевлялись в трудах подвижничества. У него учились уединению. Потому, что он с детства был в пустынях (Лк. 1.80).

У него учились постничеству. Ибо он питался случайно попадавшимися в пустыне растениями.

У него учились простоте в одежде. Ибо одежда его была из верблюжьей шерсти и пояс кожаный (Мк. 1.6).

У него учились целомудрию, самоотвержению, смирению. Богопреданности, безжалостному отношению к жизни своей – спасения ради своего и других. Учились добродетелям, черты которых так явны в жизни его.

Но как Предтеча новой благодати, как проповедник покаяния, как указатель правил Богоугождения и руководитель ко Христу, он стал образцом и наставником общей всем христианам спасительной жизни.

ioann_predtecha_angel_pustyni

Людям всех возрастов, и всех состояний – он дает примеры. Из всех родов занятий и служб подвижникам найдется вразумительное назидание. И в словах его, и в разных случаях жизни его.

Ныне празднуем мы Усекновение главы его – конец и венец жизни.

Вспомним от зачатия до смерти его тяжелую жизнь. Чтобы через это – и воздать долг благоговейного чествования, и дать возможность всякому заимствовать из его жизни нужное себе. Нужное в урок и подражание.

С первого взгляда жизнь Предтечи Господня кажется неподражаемой по своей высоте и исключительности. Избранный от чрева матери он еще в утробе ее исповедал Христа Господа. И почтил Пречистую Владычицу (Лк. 1.13-17, 41).

После рождения Иоанн скоро был вынужден укрыться в пустыне и там воспитывался (Лк. 1.80). Оттуда особым гласом был вызван на дело приготовления людей к сретению Господа (Лк. 3.2). Огласил проповедью долины Иорданские (Лк.3.3). Привлек к себе и вразумил целые толпы заблуждавшихся людей (Мф.3. 5-6, Мк.1.5).

Он указал всем путь спасения к Господу – Агнцу, закланному от сложения мира (Ин. 1.29). Крестил сего Агнца Спасителя (Мк. 1.9). И вскоре потом, как уже совершивший свое дело, по Божию попущению был взят в темницу за небоязненное обличение неправды (Мф. 14.3-5, Мк. 6.17-18).

По злобе жены с одной стороны, и по женоподобной слабости, с другой, окончил здесь свое поприще мученической кончиной по повелению властителя Ирода. Объюродившего в жару женонеистовых движений, возбужденных плясуньей на пиру (Мф. 14.6-11, Мк. 6.21-28).

ioann_predtecha3

Чему же тут можно подражать, скажет иной? И чему поучаться нам, немощным? Но вникните ближе, говорит Феофан Затворник, и найдете!

Святой Иоанн Предтеча избирается из чрева матери своей. Его зачатие предвозвещается, его будущее служение предсказуется, равно как и слава, его ожидавшая в благодатном Царстве.

Вот черта, кажущаяся более всех далекой от нас, которая, однако же, более всех близка к нам. Не дивитесь, если скажу, что мы все, – христиане, – избраны от чрева матери. Нам предвозвещено и назначение наше, и слава, ожидающая нас.

Апостол Павел говорит, что Бог избрал нас во Христе Иисусе еще прежде сложения мира, быть нам святыми и непорочными пред ним в любви. И через это наследниками вечной жизни (Еф. 1.4, 11).

Святой Иоанн Предтеча отправляется в пустыню на воспитание и приготовление к своему служению (Лк. 1.80). Это вам урок, родители и воспитатели! Скажете: неужели же и нам надо уходить с детьми своими в пустыню?

Нет, не в пустыню уходить надо вам, а необходимо устраниться от всех противохристианских обычаев. И удалить своих детей от зловредного их влияния.

ioann_predtecha_2

Ибо и Святой Иоанн был удален промышлением Божиим в пустыню с той целью, чтобы там вырасти в совершенно новых правилах и началах без примеси старых порядков иудейских.

Христианин-младенец в Крещении получает семя новой благодатной жизни. Дух мира и обычаи его совершенно противоположны этой жизни. Устраните же от них новокрещенное дитя. Чтобы они, как сорняки, не подавили в нем ростка иной жизни.

Если устроите так, это будет для него пустыней. И держите его в ней, пока он укрепится и сделается способным выйти на делание по своему назначению. Держите под влиянием церковной благодатной среды, однородной с ростком жизни дитя христианина.

Пусть не слышит он и не знает других песен, кроме песен христианских. Пусть не видит, и потом не воображает других ликов, кроме церковных. Пусть не знает других жизнеописаний, кроме житий Святых, других мест посещения, кроме Церкви. Других речей, кроме тех, которые к назиданию служат – не слушать.

ioann_krestitel_so_svyatymi_apostolami

Проведя воспитание в такой среде, ребенок потом, и выступив на дело, будет действовать не иначе, как в том же духе, и, следовательно, соответственно своему избранию.

Кто-то скажет: да разве это возможно в наше время? Так ведь и во времена Иоанна Предтечи это было немыслимым! И, все-таки, он выполнил свое предназначение.

Выросший и приготовленный к служению Предтеча вызывается особым гласом свыше на дело свое (Лк. 3.2).

Слышится ли и христианами, сей голос, когда они вступают в жизнь деятельную? Он должен слышаться. И внимательные к себе, сознательные, со страхом Божиим приступающие к служению своему, несомненно, слышат его. Большей частью род жизни и занятий у нас определяется рождением. Но если рождение от Господа, то голос Его не есть ли глагол Божий? Впрочем, и после того еще многое остается на выбор, где нужно бывает указание верное, которого неоткуда более ожидать, как свыше. Остаться ли в семейном и гражданском мире, или удалиться от мира, – от нас зависит.

Если избирать удаление от мира, опять – какую избрать обитель, и в какой стране, на севере или юге, на Афоне или в Палестине, и прочее, – тоже от нас зависит.

ioann_predtecha5

Стань избирать, возродятся колебания, смущение, и сердцу больно. И здесь-то нужен голос свыше. Но ищи, внимай и услышишь! Если избирать жизнь семейную и гражданскую, то здесь иному род деятельности предлежит избрать. А всякому надо избирать себе спутницу жизни.

Многое на выбор оставляется; но известно ведь, что лучший выбор тот, который согласен с волею Божией, – когда выберет кто-то, что угодно Богу. Или чего хочет Бог.

Как же дойти до этого, когда не получишь гласа свыше? И опять скажу: ищи, внимай и услышишь. Я не могу указать, как, ибо каждый должен слышать этот глагол особенным, ему свойственным образом. Но скажу, что внимательные, страхом Божиим исполненные имеют указания свыше, ими руководствуются и текут путем жизни преблагословенной. Не смотря иногда на самую невыгодную внешнюю обстановку. Вызванный на дело, святой Иоанн Предтеча совершает его со всем усердием, не щадя жизни, не глядя на лица, не увлекаясь сомнением.

ioann_predtecha

Этот урок прост и всеми, хотя и нехотя, может исполняться. Хоть, может быть, не вполне совершенно. Избрал себе род жизни, дело, или службу – смотри же, действуй в нем добросовестно. По всему, как требует закон Божий, совести, житейский и гражданский.

Вот черты и примеры для подражания из жизни святого Иоанна. Бери всякий, что пригоже, и вводи в свою жизнь. Тем только и окажешь истинное почитание святому Предтече, Богу и ему угодное, и для нас спасительное.

Не криви душой – ни в малом, ни в великом, а иди прямо.

 

 

 

 

11 сентября 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading