ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ. 1000 ЛЕТ МОНАШЕСТВА НА РУСИ
23 июля мы празднуем память Преподобного Антония Печерского.
Преподобный Антоний стал основоположником русского монашества.
Родился он в 983 году и получил имя Антипа. Местом его рождения было местечко Любеч недалеко от города Чернигова.
Узнав в юности от путешествующих странников о монашестве, он и сам стал мечтать об иночестве. Собрался в путь и отправился странствовать.
Долгим был путь его и трудным. Терпел юный странник и холод и зной. Не раз встречался с разбойниками, которые стерегли путников. Но Господь хранил его до цели путешествия.
Наконец достиг он святой горы Афон. На рубеже тысячелетий это был центр византийского монашества. Приняв всю мудрость, накопленную пустынниками Египта и Палестины, афонское монашество впитало огромный духовный опыт родоначальников уединенной жизни.
На афонской земле сначала монашество существовало в форме отшельничества. Но в 961 году, примерно за сорок лет до прихода на Афон юного Антипы был основан Афанасием Великим первый общежительный монастырь. Его назвали впоследствии Великой Лаврой.
Туда стали стекаться иноки со всех стран. Вскоре возникли на Афоне и другие монастыри. Болгарский Зограф, русский Ксилургу.
Посетил юный Антипа и Великую Лавру, и другие монастыри.
До сего времени существует монастырь Есфигмен, где Антипа принял монашеский постриг с именем Антоний, в честь Антония Великого, основоположника мирового монашества.
Монашеский подвиг юный инок совершал по благословению старца игумена Феоктиста в уединении – отшельничестве. До нашего времени сохранилась пещера, высоко над морем, которую показывают паломникам как место молитвенных трудов Антония.
Отшельник прошел все ступени монашеского труда, в основе которого, всегда были пост и молитва – орудия борьбы со страстями.
Нелегким был этот труд и опасным. Много раз обращался Антоний за советом к мудрому старцу Феоктисту. А тот, как опытный руководитель давал ему советы, основываясь на заветах основателя отшельничества – Антония Великого.
Увидев успехи Антония в умном делании и, получив откровение от Бога, старец Феоктист прозрел в юном монахе продолжателя векового монашества и основателя монашества на Руси.
Призвав его, он благословил Антония вернуться на Русь, чтобы передать русским подвижникам иноческие традиции Святой Горы Афон.
В 1013 году инок Антоний вернулся на Родину и поселился в пещере на берегу реки в Берестове, недалеко от Киева. Расположение пещеры на Киевских горах, избранное преподобным Антонием для своих подвигов, напоминало ему Святую Гору.
Так ровно 1000 лет тому назад зародилось монашество на Руси.
В 1015 году преставился святой Равноапостольный Князь Владимир. Начались кровопролитные княжеские междоусобицы.
Преподобный Антоний, тяжело переживал настроения в Русской земле.
Получив откровение свыше, он вновь отправился на Афон.
После утверждения на княжеском престоле князя Ярослава Мудрого, преподобный Антоний возвратился на Родину. Было это в 1028 году.
Он вновь поселился отшельником в пещере. Теперь в той, которую выкопал для своих молитв пресвитер Илларион. Впоследствии Илларион был избран Митрополитом Киевским и написал одну из первых и замечательных русских книг – «Слово о Законе и Благодати». Об этом мы еще расскажем в дальнейшем.
А преподобный Антоний жил в пещере в полном уединении. Питался только сухим хлебом и водой. В безмолвии преподобный Антоний возрастал духовно, совершенствуясь в познании Бога, посте и молитве.
Святая жизнь преподобного Антония привлекла к нему многих православных людей. Они приходили к нему за советом и благословением.
Некоторые оставались жить возле него и становились его учениками.
В числе первых учеников были преподобные Никон и Феодосий. Феодосию, когда он пришел к Антонию, было всего 20 лет. Но уже к тому времени в нем созрело и утвердилось желание стать монахом, служить Богу и людям.
По свидетельству летописца, преподобный Антоний всех принимал и, желающих стать монахами, постригал.
Так собралось первых 12 монахов.
К этому времени на великокняжеский престол Киева взошел старший сын Ярослава Мудрого – Изяслав. Непросто складывались отношения Антония Печерского и Великого Князя.
Однажды князь Изяслав так разгневался на преподобного Антония, за постриг двух знатных людей – Боярского сына Варлаама и управителя княжеского Ефрема, что только заступничество великой княгини помогло Антонию Печерскому с монахами избежать разорения обители и изгнания. Но об этом мы еще расскажем.
Ученики преподобного Антония выкопали еще несколько пещер, келий, в которых они жили. Создали они и первый пещерный храм. Поэтому монастырь и получил название Киево-Печерский (т.е. «пещерный»).
С этого момента ведет свое начало Киево-Печерский монастырь – ныне известная на весь мир Киево-Печерская Лавра.
Устроив жизнь в обители по строгим иноческим уставам Афона, преподобный Антоний, постоянно стремившийся к отшельничеству, поставил братии монастыря игуменом Варлаама, а сам удалился в другую пещеру – в затвор.
Если кто-то из монахов стремился к более суровой аскетической жизни, то такой селился рядом с преподобным Антонием. Так образовался еще один монастырь – Ближних или Антониевых пещер.
Монастырь же на прежнем месте рос и постепенно благоустраивался. Пещерный храм стал слишком маленьким.
Тогда монахи выстроили на поверхности над пещерой небольшую деревянную церковь. Освятив ее в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Тогда же решили возвести и монастырь на горе, в которой были пещеры.
На строительство монастыря дал благословение сам преподобный Антоний. По его просьбе князь Изяслав отдал инокам гору, на которой выстроен был новый монастырь.
Одновременно со строительством Печерского монастыря шло строительство князем Изяславом обители во имя святого великомученика Димитртия Солунского, известного воина. В этот монастырь князь перевел игуменом преподобного Варлаама. А на руководство Печерским монастырем святой Антоний благословил преподобного Феодосия, своего ученика.
Преподобный Феодосий перенял от Антония весь духовный опыт монашеской жизни.
Высота духовной святости преподобных Антония и Феодосия была засвидетельствована по милости Божией многими чудесами.
Самое известное чудо связано с построением соборного храма Печерского монастыря. Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Атонию и Феодосию в Константинополе во Влахерноском храме, куда они были чудесным образом перенесены по велению Богородицы.
Пресвятая Дева обещала им покровительство над Печерским монастырем. При этом явлении преподобному Антонию было открыто близкое время его кончины.
Спустя некоторое время, к преподобным Антонию и Феодосию явились из Византии мастера каменщики строители. Они рассказали, что были вызваны во Влахернский храм Царицей, Которая будучи окружена множеством воинов – в числе которых они видели святых Антония и Феодосия, узнанных ими теперь – и послала этих мастеров на Русь. Они должны воздвигнуть Ей храм. На строительство они получили немало золота. Им передали и мощи святых мучеников и храмовую икону.
Преподобный Антоний объяснил это чудо. Они никуда со святым Феодосием не выходили из монастыря. И, в то же время, были чудесно перенесены в Константинополь.
При определении места строительства храма Богородицы, произошли новые чудеса. Преподобный Антоний просил Бога указать место будущего нового храма. В первую ночь во время молитвы Господь явился Антонию и открыл, что преподобный обрел благодать перед Ним. Тогда святой Антоний просил Господа, чтобы по всей округе, за исключением места будущего храма, выпала роса. Так и случилось.
На другую ночь святой Антоний молитвенно просил, чтобы получилось наоборот. Теперь на святом месте, указанном Господом, выпала роса.
Была и третья просьба преподобного Антония. Помолясь, измерили золотым поясом длину и ширину храма. На том месте было много растительности, которую нужно было очищать. И тут же, молитвой святой Антоний низвел с неба огонь, который сжег все растения на указанном месте.
Так положили начало соборному храму Киево-Печерского монастыря.
Во время своего затвора, святой преподобный Антоний Печерский обрел от Господа дар исцелений и изгнания злых духов.
Дар целительства святой передал своему еще одному ученику – известному святому Агапиту Печерскому, который прославился как искуснейший врач.
Незадолго до кончины, произошло у святого Антония еще одно столкновение с великим князем Изяславом.
Преподобный прозорливо предсказал трем князьям – сынам Ярослава Мудрого – поражение от половцев. Так и случилось.
Против князя Изяслава поднялось народное возмущение. Князем Киевским был назван Полоцкий князь Всеслав. Святого Антония оклеветали, сказав, что он был за Всеслава и. даже, был сочувствующим смуте народной.
Преподобный Антоний, чтобы избежать очередной распри ушел из Киева в Чернигов. Там он поселился возле города на Болдинских горах.
Вскоре, князь Изяслав убедился в невиновности святого Антония, раскаялся, просил у него прощения и умолил вернуться в Печерский монастырь.
Преподобный Антоний вернулся к своим ученикам. Преподал им последние наставления и в 1073 году на 90-м году жизни преставился ко Господу.
Мощи преподобного Антония по Промыслу Божию остаются сокрытыми. Известно только место, где они лежат. Многие приходившие к этому месту получали чудесную помощь и исцеления.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.