ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОЯ И МАРТИНИАН. КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СОБЛАЗНОВ
Преподобная Зоя жила в IV веке в городе Кесарии. Она была красавицей, жила в роскоши и пользовалась большим успехом среди поклонников.
Удивительная история произошла с ней.
Однажды, во время шумной пирушки, кто-то вспомнил, что неподалеку в пустынной палестинской местности живет отшельник Мартиниан.
Зоя, уверенная что перед ее красотой никто не может устоять, решилась доказать свою неотразимость.
Дело было так. Решив прельстить Мартиниана, красавица переоделась в лохмотья. В одну бурную, ненастную ночь она проникла в уединение отшельника и, подойдя к его пустынной келье, жалобно с притворным плачем, испуганным голосом просила укрыть от непогоды и не дать на растерзание зверей.
Сжалившись над застигнутой бурей странницей, Мартиниан принял ее. Развел огонь, чтобы она могла отогреться. Принес фиников и, оставив одну, заперся в особой половине келлии, где всю ночь, по обыкновению, молился и пел псалмы.
На другой день, когда взошло солнце, женщина скинула с себя рубище, нарядилась в красивую одежду, спрятанную в нищенском мешке, надела на себя драгоценные украшения и, увидев отшельника, приветствовала его.
– Кто ты и откуда пришла? – спросил удивленный отшельник, не узнав странницу.
Тогда откровенно рассказала Зоя, что решилась прибегнуть к хитрости, чтобы увидеть его. Красавица начала говорить о светской жизни, ее радостях, и убеждала нарушить бесполезное воздержание.
Смутился праведник речами и красотой женщины. Неудержимой волной нахлынуло на него внезапное, неожиданное искушение. Но это было лишь на короткое мгновение.
– Подожди немного, сказал он женщине. Многие имеют обычай приходить ко мне за благословением. Пойду и посмотрю на дорогу, не идет ли кто ко мне.
Мартиниан вышел из келлии и, встав на высокий камень, смотрел вдаль. А духовный взор его укреплялся в истине, что нужно отвращаться от греха.
В душе поднималась та сила, которая созрела в нем путем долгого подвижничества. Та сила, которая дает устоять душе на правом пути.
Под ногами его лежал сухой хворост. Он собрал его, возвратился в келлию и, бросив на землю хворост, зажег его.
Когда огонь разгорелся, Мартиниан снял с ног своих обувь и стал посреди огня. Ноги его горели в огне. А он говорил себе:
– Что, Мартиниан? Каков этот огонь временный и какова боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда, поступи, как говорит эта женщина.
Наконец, обессиленный, он упал на землю и воскликнул:
– Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!
Услышав крик, как от страшного сна встрепенулась вдруг женщина.
Вопль чистой души коснулся ее душевного слуха, свет Божественный озарил ее душу. Она содрогнулась, осознав всю бездну своего падения. Прошедшая жизнь ее как бы сожглась внезапно в пламенном раскаянии.
– Прости и научи меня, как спастись! – воскликнула она, бросив в огонь роскошную одежду и драгоценные украшения.
– Иди в Вифлеем, сказал ей Мартиниан. Ты найдешь там подвижницу Павлу, создавшую монастырь. Открой ей свою душу, и она научит тебя, как спастись.
– Молись за меня, грешную! Простилась Зоя с человеком Божиим обращенная им к Богу. И, обливаясь чистыми слезами, устремилась в неведомый путь. Не останавливалась она больше в городе. Сразу отрешилась от прошедшей жизни. И безвозвратно пошла по новому пути, пока не достигла спасительного приюта в обители великой Павлы Палестинской. Здесь двенадцатью годами сокрушенной и подвижнической жизни стяжала мирный исход в царство вечной славы.
А Мартиниан? Когда излечились раны его от ожогов, он пожелал оградить себя полнейшим уединением. Покинув келлию на горе, Мартиниан ушел к морю и здесь шесть лет провел в глубоком одиночестве на пустынном острове.
Скончался Мартиниан в Афинах в начале V века. Мощи его перенесены в Антиохию.
Память Преподобной Зои и Преподобного Мартиниана совершается в один день 26 февраля.
Интересно, что эту историю, перенеся в современный ему Петербург, передал Л.Н. Толстой в небольшом произведении «Отец Сергий». Эту повесть экранизировали. На заре кинематографа Яков Протазанов, и в наше уже время Игорь Таланкин. В силу своего полного безверия писатель полностью извратил ее смысл, убеждая в непобедимости соблазна. А ведь в ней было много полезного.
Преподобный Мартиниан – превосходный учитель борьбы с силой соблазна. Вот советы, которые можно предложить тем, кто бывает в необходимости бороться с соблазнами. Это не значит, что нужно сразу вставать на костер, но предосторожности необходимы.
1. Удаляйся от соблазняющей обстановки, как сделал это праведный Мартиниан.
– Внешние соблазны так сильны, говорит Преподобный Нил Синайский, что живущие в мире иногда как бы против своей воли увлекаются ими. Поэтому нужно избегать мира и искать покоя и тишины в уединении, где ничто души не уязвляет, не поражает воображения, не раздражает страстей. Там око не видит соблазна, а чего не видят глаза, то не приходит на мысль. А чего нет в мысли, то не трогает воображения и не возбуждает страсти. Не развлекаемый ничем, человек имеет время и удобство для нравственного самонаблюдения и усовершенствования. Он истребляет грех в самом корне, уничтожая помыслы и вожделения прежде, нежели они обнаружатся в действиях.
2. Избегай людей порочных, как избегал их ныне прославляемый угодник Божий, Мартиниан.
– Как тела погибают от заразы испорченного воздуха, говорит святой Иоанн Златоуст, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными.
Поэтому-то Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их:
– Если же, говорит Он, глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его, и отбрось от себя (Мф. 5, 29).
Разумей в этой заповеди не глаза, ибо, что худого может сделать глаз, когда душа находится в здравом состоянии? Но друзей, близких к нам и сделавшихся как бы нашими членами. Повелевая не дорожить и их дружбой, чтобы безопаснее совершать собственное спасение.
Поэтому и пророк говорит:
– Не сидел с сонмом суетным, и с законопреступными не войду (Пс.25, 4).
И пророк Иеремия ублажает того, кто сядет наедине и воздержан в юности своей (Плач 3, 27-28).
Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не общаться с ними. Ибо, если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь вредному, то не тем ли более существа свободные?
3. Обуздывай похоть глаз, через которую приходит соблазн в душу.
Послушаем, что говорит святой Ефрем Сирин:
– Великое дело воздержание очей. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия. Не позволяй глазам своим кружиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту. Чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой.
Если по увлечению даешь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту угождения плоти.
4. Презри мир сей с прелестью его, и возлюби Единого Бога и вечную жизнь. И будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим, – пишет Святитель Тихон Задонский.
– Когда птицы парят в воздухе, их не поймаешь сетью. Так и тебя не уловят сети страстей и соблазнов, когда ты взираешь на небесную жизнь, как сделал Преподобный Мартиниан.
Кто взошел на вершину горы, тому город и стены его представляются маленькими, а люди, ходящие по земле, кажутся муравьями. Так и тебе все земное покажется ничего незначащею малостью, если ты вознесешься на высоту любомудрия, – говорит Иоанн Златоуст.
5. Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском. И ты, подобно Преподобному Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними.
Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти вечных геенских мучений:
– Видишь человека лихорадкой, или горячкой мучимого? Или войдя в баню, чувствуешь жар великий? Или видишь печь огнем раскаленную? От этого огня перейди умом до огня геенскаго, в котором не кающиеся грешники без конца будут страдать. Такое рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтобы от той беды избавиться.
Да послужат нам эти наставления богомудрых святых отцов руководством избегать соблазнов!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.