Официальный сайт

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Об этом важном событии повествуют три евангелиста (Мф.17. 1-13; Мк.9. 2-13; Лк.9. 28-36). Нужно отметить, что все они связывают Преображение с имевшей место за несколько дней перед тем речью Господа о предстоящих Ему страданиях. О несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божия, пришедшего в силе.

Господь взял с собой на Фавор ближайших и довереннейших учеников Своих, которые были всегда с Ним в наиболее торжественные и важнейшие моменты Его земной жизни, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую одних.

Хотя Евангелисты не называют этой горы по имени, но древнее христианское предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юг от Назарета, в равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в километр покрыта снизу и до середины прекрасной растительностью и с вершины ее открываются прекрасные виды на далекое расстояние.

– И преобразился перед ними – явился перед учениками в Своей небесной славе, отчего лицо Его просияло, как солнце, и одежды побелели. Сделались, по святому Матфею, как свет, по святому Марку, как снег, по святому Луке – блистающими.

Евангелист Лука делает важное дополнение, указывая, что целью восхождения на гору была молитва. И что Господь преобразился именно во время молитвы: И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. Причем апостолы во время молитвы Его были отягчены сном, и только проснувшись, увидели славу преобразившегося Господа и явившихся Моисея и Илию. Которые с Ним беседовали, как поясняет Лука, об исходе Его, который надлежало Ему совершить во Иерусалиме.

Как разъясняет святой Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа. Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия, этот великий ревнитель славы Божией, не предстали бы и не повиновались бы Тому, Кто не был бы на самом деле Сыном Божиим. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землею.

Особое дивное благодатное состояние, охватившее при этом души апостолов, выразил святой Петр своим восклицанием: Господи, хорошо нам здесь быть и предложением построить три кущи. Лучше не возвращаться в дольний мир злобы и коварства, угрожающий Тебе страданиями и смертью, как бы так хотел он сказать. Eвангелист Марк, несомненно со слов самого Петра свидетельствует, что охватившее его чувство радости было столь велико, что он не знал, что сказать. Чудесное облако, несомненно, как символ особенного присутствия Божия, объяло их

Такое облако, называемое «шехина» постоянно было во Святом святых Храма – (3Цар. 8-11), и из облака послышался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его послушайте!

Это те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением: Того слушайте!, что должно было напоминать пророчество Моисея о Христе (Втор.18. 15) и исполнение этого пророчества на Иисусе. Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было о видении, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии.

Святой Марк добавляет при этом подробность, конечно, со слов самого Петра, что ученики удержали это слово, недоумевая для чего Господу нужно умереть, чтобы потом воскреснуть. Убежденные теперь уже вполне, что их Учитель Иисус есть действительно Мессия, они спрашивают: как говорят книжники, что Илии подобает прийти прежде?

Господь подтверждает, что Илии действительно надлежит придти прежде и устроить все. По-гречески, собственно восстановить – апокатастиси. Т.е., как предсказывал пророк Малахия: Обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (Мал.4. 5-6).

Нужно восстановить в душах людей первоначальные добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным. Ибо не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших от продолжительной порочной жизни.

– Глаголю же вам, говорит далее Господь, что Илия уже пришел, и не узнали его. Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был облечен от Бога силою Илииною и духом, подобным ему. Но его не узнали, ввергли его в темницу и умертвили его. Так и Сын Человеческий пострадает от них.

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию, и также умертвят Его.

 

УВИДЕТЬ ЦАРСТВО БОЖИЕ

СИЛА И СЛАВА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БЕСЕДА С  БОГОМ

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. СВЕТ ФАВОРСКИЙ И ТЬМА НАД МИРОМ

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

ВОЗДЕЙСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

ИЛЬЯ ПРОРОК

 

16 августа 2019
Яндекс.Метрика
loading