Официальный сайт

ПРАЗДНИК СВЯТЫХ БОГОЯВЛЕНИЙ

Сегодняшний праздник именуется праздником Крещения Господня, иначе праздником Богоявления, говорит митрополит Филарет (Вознесенский). Но те, кто хорошо знают церковный устав, знают и то, что иногда в этом уставе он также именуется Праздником святых Богоявлений – во множественном числе. Почему? А вот почему: конечно, центром воспоминаний нынешнего праздничного дня является то, о чем сегодня пели певцы:

– Бог Слово явися плотию роду человеческому. Воплощенный Сын Божий, о рождестве Которого, когда Он родился, знали только совсем немногие, явися роду человеческому. Ибо Его Крещение есть как бы торжественное выступление Его на Свое служение, которое Он после этого и совершал до смерти и Воскресения Своего.

Но в то же самое время, сегодняшний праздник характерен тем, что, как поется в его тропаре, в этот именно праздник: Тройческое явися поклонение. Все три Лица Святой Троицы впервые явились в раздельности Своей. Потому и именуется этот праздник Праздником святых Богоявлений.

Люди услышали голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Сын Божий принимал крещение от Иоанна. Причем, мы знаем из Евангелия, что Иоанн Креститель как бы растерялся, когда пришел к нему Спаситель мира, и пробовал Его удержать. А Дух Святый в виде голубя от Отца сошел на Сына. Таким образом, впервые: Тройческое явися поклонение. Потому Церковь так и поет в тропаре, потому и называет этот праздник: Праздник святых Богоявлений.

Христос Спаситель явился, чтобы начать Свое спасительное служение. Не так давно здесь, когда был другой великий праздник Рождества Христова, мы говорили о том, что Господь Своим рождеством в убогом вертепе, когда Он соблаговолил положиться в скотских яслях, этим, как бы подчеркнуто отверг всякую земную славу. Отверг всякую земную пышность и великолепие. Ибо не благоволил Он явиться в царских чертогах или богатых палатах, а вот именно в стойле для животных, в этих убогих и скромных условиях. И этим сразу показал, что Он принес на землю новое начало – начало смирения. Смотрите же, как Он верен Сам Себе. Как Он и ныне, в сегодняшний великий Праздник, то же самое начало смирения проводит явно и несомненно для нас.

Ибо куда Он пришел? На Иордан. Зачем? Креститься от Иоанна. Но к Иоанну приходили грешники, исповедывали ему грехи свои и крестились. А Он был без греха: неприкосновенен греху. Абсолютно от него свободен и чист. И, однако же, смиренно становится в ряд с другими грешниками, как будто бы Он нуждается в этом очистительном омовении водой.

Но знаем мы, что не вода очистила Его, святейшего и безгрешного, а Он воду освятил тем, что благоволил омыться ею, как об этом пелось сегодня во время освящения воды: Днесь вод освящается естество.

Итак, Иисус Христос принес на землю начало смирения, и был верен ему в течение всей Своей жизни. Но мало этого. Он и нам оставил завет: Придите и научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Припомните еще один светлый, радостный весенний праздник – праздник Благовещения. Вот Преблагословенная Дева Мария слышит Архангела благовестие о том, что через Нее совершится – о воплощении Бога. Что говорит Её святейшая, чистейшая и непорочная душа, когда Она пришла к Своей родственнице, Елисавете, чтобы поделиться с ней Своей радостью? Она только говорит: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Это смирение и было красотой Её духа. Из самого повествования о Благовещении мы знаем, что Архангел к Ней явился в тот момент, когда Она, прочитав пророчество Исаии о воплощении Бога от девы, и не помыслила применить это к Себе, но только подумала в глубине смирения Своего: Как была бы Я рада, если бы Я была последней служанкой у этой благословенной Девы. И тут пред Ней предстает Архангел Гавриил со своим благовестием. На смирение Ее призрел Господь, Сам кроткий и смиренный.

Он заповедал и нам смирение, вопреки началам гордыни и самолюбия, которыми пышет теперешнее человечество. Смотрите, почему у нас так много несогласий, и в ограде церковной и в приходах? Потому что всюду сталкиваются раскаленные человеческие самолюбия, а если бы в нас было то смирение, к которому Господь нас призывает, то ничего этого не было бы. 

Научимся же, братия, у нашего Спасителя, Который как последний грешник пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, научимся от Него этой боголюбезной и благоуханной добродетели, без которой, как говорили святые отцы, никакая другая добродетель совершенной быть не может. Аминь.

 

ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ

БОГОЯВЛЕННЫЙ – ФЕОФАН

ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

СИЛА СМИРЕНИЯ

ВЫСОКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ЗА ЧТО ДАЕТСЯ БЛАГОДАТЬ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ПРАЗДНИК БОЖЕСТВЕННОГО СМИРЕНИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК УКРЕПИТЬ ВЕРУ В БОГА

СУЕТА МИРА

ЗЛЫЕ СОВЕТЫ

БЛАГОЕ ОТЧАЯНИЕ

ТЕРПЕНИЕ В ИСКУШЕНИЯХ

О ТЕРПЕНИИ

КАК СРЕДИ СКОРБЕЙ ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

ТЕРПЕНИЕ В СКОРБИ

О СТРАДАНИИ И ТЕРПЕНИИ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

19 января 2019
Яндекс.Метрика
loading