Официальный сайт

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА

Власть на Руси всегда в прошлом осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, не как награда самым наглым, хитрым и беспринципным политикам, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение Богу и людям.

Гордости не имейте в сердце своем и в уме, – писал в 1117 году Великий князь Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти. Смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам на мало дней.

В основе самосознания всякой законной власти на Руси лежала мысль: князь, царь, любой «власть имеющий» лишь распорядитель власти, данной Богом, и отвечает перед Ним за врученную его попечению страну и людей.

Русская история учит, что властвовать в стране – если страна хочет сохранить внутреннюю крепость и внешний престиж – должны не партии и организации, но основополагающие принципы нравственности.

 «Не лги!» «Не воруй!» «Не блуди!» «Не скупись!» «Не злобствуй!» – вот что должно определять нашу жизнь. Это хорошо понимали русские люди в древности.

Кому уподоблю великого сего князя Дмитрия Ивановича? – вопрошает автор жития святого князя Дмитрия Донского, его современник. Ты чистоту соблюл, и будучи рабом Божиим, Божий престол – врученный

Господом – соблюл, явившись державным господином земли Русской.

Эта нравственная чистота, признание властью и народом верховенства закона Божия есть основа их единения, основа государственной политики.

Власть в православной России имела своим идеалом заповеди Божии. Именно эту власть воплощал в своем лице помазанник Божий – русский Царь.

Русское самодержавие было системой не столько политической, сколько религиозной. Свое единство с народом эта власть укрепляла почитанием православных святынь, которые чтил народ. Церковь всегда была заинтересована в такой власти. Идеалом на Руси была «симфония» Церкви и власти. Такое их взаимное отношение, когда каждая сторона в своей области несет полноту ответственности и в то же время поддерживает и дополняет другую сторону.

В нынешней ситуации политического плюрализма Церковь не считает возможным для себя непосредственное участие в политике: так, священнослужители не имеют права становиться членами органов власти.

Церковь не может опуститься до уровня политической партии, представляющей интересы того или иного узкого общественного слоя: к Церкви принадлежат люди вне зависимости от их общественной принадлежности. Участию в политической борьбе противится и сама природа Церкви в ее «надмирности».

И вообще, есть проверенное веками аскетическое правило: Не вступай в диалог со злом. Но что, как не подобные диалоги, – ведущиеся в страстной, распаленной атмосфере, думские дебаты?

Церковь, однако, может влиять на политику косвенно, – давая оценку моральному аспекту того или иного политического события. Церковь влияет на общество не прямо, не как одна из общественных сил, но подспудно, глубинно – через души отдельных людей. Такое влияние кажется слабым, незаметным, но в действительности оно может стать важной силой. Через глубину человеческих душ в мире действует Сам Христос.

Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.

 

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРАВОСЛАВНЫЙ АМЕРИКАНЕЦ БУШ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ОШИБКИ НАШИ И ЧУЖИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И БИЗНЕС

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК УКРЕПИТЬ ВЕРУ В БОГА

КАК УКРЕПИТЬ ВЕРУ В БОГА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О СИЛЕ СМИРЕННОГО И КРОТКОГО СЛОВА

ВСЯКОМУ ПРОСЯЩЕМУ ДАЙ

ПРИЗЫВ КО СПАСЕНИЮ И НАШЕ РАВНОДУШИЕ

МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ

ВРЕМЯ БАНКИРОВ

ВРЕМЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

ПРЕДВЫБОРНАЯ ОДА

ТАЙНЫЕ СЕТИ МАСОНСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВСПОМНИТЬ БУДУЩЕЕ

ПРЕДАТЬ ЗАБВЕНИЮ

 

 

 

19 июня 2019
Яндекс.Метрика
loading