Официальный сайт

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Наше сердце не может найти покоя, пока не успокоится в Боге, – говорил Августин Блаженный

22 года прошло с момента издания первой в нашей стране книги, посвященной православному воспитанию детей. Автор – Валентина Михайловна Екименкова много лет проработала в школе Твери. Книга называлась «Вера исправляет сердца». Издание важной воспитательной литературы в то время подержал Александр Юферов. Оставив профессиональную операторскую работу, он посвятил себя полностью изданию книг для педагогов и родителей.

Книга Валентины Михайловны Екименковой несколько раз переиздавалась и дополнялась. К сожалению, автор очень много сил отдавшая своей работе, вскоре умерла. Но и доныне ее труд остается одним из востребованных и самых актуальных.

– Мое сердце, как и сердце каждого человека, любящего свою Родину, охвачено печалью и скорбью оттого, что произошло с нашей страной и народом. Но больше всего болит оно за школу, за детей. Не один десяток лет проработала я в школе. Сколько прекрасных учителей, мастеров своего дела встретила! Сколько посетила замечательных уроков и внеклассных мероприятий!

Но почему же сейчас в школах можно встретить так много неопрятных, накрашенных подростков, курящих, бранящихся, с потухшими взглядами и абсолютным нежеланием учиться? Овладевших не основами орфографии, а матом и сексом. Как же так? Где они, эти умные светящиеся глаза, горячие сердца, светлые головы? Ведь мы так много говорили с детьми о нравственности! Этому был посвящён целый раздел школьной программы, который так и назывался “Нравственное воспитание”. Где же наша работа? Пожалуй, впервые за эти годы я стала острее ощущать и свою ответственность за происшедшее. Нет, учить мы учили, и даже неплохо, а вот с воспитанием, надо признаться, не получилось.

Почему наши дети, повзрослев, становятся агрессивнее и злее? Почему они совершенно не умеют прощать обид, не умеют слушать и понимать друг друга, не испытывают никакого чувства ответственности за свои дела и поступки? А ведь мы говорили с ними и об этом.

Анализируя всё это, прихожу к выводу, что дело не в количестве и качестве проводимых занятий, а в той бездуховности, в которую мы бросали семена нравственности. Любой закон, кодекс основывается на чьем-то авторитете. Но на чьем же авторитете зиждется основа всех законов – нравственный закон? И тут мы должны не только понять, но и принять положение, что для каждого человека не будет в этой области никакого авторитета, если в сердце его не будет Бога.

Еще Федор Михайлович Достоевский говорил об этом:

– Если Бога нет, то всё дозволено. Вне Православия ответа на вопрос о воспитании человека нет. Мы же отвергли этот единственный путь – и результаты налицо.

Действительно, никто и ничто не удержит человека от преступления, а перед этим от нравственного разложения, если он убежден, что живет только здесь, на Земле. Что после смерти ничего нет. Тогда ни родители, ни школа, ни милиция не остановят его от растления и распада. Ибо нет тогда главного – иной цели жизни, кроме наслаждения – всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Это и есть формула древних: Ешь, пей, веселись, потому что завтра умрешь.

– Не может дерево доброе приносить плоды худые (Мф.7. 18). Значит, всё дело в дереве, то есть в нас. Давать знания – наша специальность. Вот мы и давали, учили, развивали ум, память, воображение. Но не смогли научить тому, чего не постигли сами. Умные, развитые, способные, наши выпускники порой вырастали холодными, расчетливыми дельцами или пустыми, не нашедшими себя в жизни неумехами.

Как воспитать в детях доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность? Воспитать так, чтобы эти черты характера стали свойствами их натуры, а не средствами для достижения определенной цели?

Ни одна существующая система обучения и воспитания не дает возможности задуматься самому человеку над вопросом: Какой я вообще? Что же делать, как помочь детям и родителям?

И вот мы решили пойти по иному пути, не по новому, а вернуться к давно забытому старому – к православному воспитанию. Познакомившись с литературой по христианскому воспитанию, узнав и открыв для себя этот глубинный источник благочестия и порядочности, мы пересмотрели всю систему воспитания (а частично и обучения) в школе. Начали этим заниматься, когда дети были уже во втором классе. На этом моменте хочется остановиться особенно.

Первый год учебы очень трудный и для детей, и для родителей. Но дело не только в этом. В массовой школе мы встречаемся с неподготовленными родителями, у которых сформировалось свое, в основном атеистическое, мировоззрение. Многих из них настораживает введение в школе предмета по православному воспитанию. Они еще не успели оценить учителя, поверить ему. Поэтому первый год должен стать годом адаптации для учеников и их родителей, а для учителя – годом завоевания авторитета.

Что же такое православное воспитание? Православное воспитание – это процесс формирования личности в системе понятий православного христианского мировоззрения.

Приобщение ребенка к источникам благодати и освещения является самой глубокой и сокровенной основой формирования его нравственного облика. В каждой нравственно-обновленной личности открывается лик новой возрожденной России. А это возрождение для нас – самое важное.

– Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин, – говорил В.А. Сухомлинский.

Продолжение следует.

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

КАК СОХРАНИТЬ ДЕТЕЙ

КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНУЮ РАДОСТЬ

 

19 октября 2018
Яндекс.Метрика
loading