ПОТУСТОРОННИЙ МИР И СПИРИТИЗМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
На рубеже XIX–XX веков мир захлестнуло увлечение спиритизмом, общение с миром невидимых духов.
Из Франции и США спиритизм попал и в Россию. Одним из самых видных русских спиритов начала века был Владимир Быков – издатель ряда спиритических журналов, страстный пропагандист нового учения, имевший богатый практический опыт встреч с духами.
В детстве и юности Быков был глубоко верующим, православным человеком. Но затем, следуя атеистическим веяниям своего времени, он отошел от Православия и сделался материалистом.
Однако примитивный материалистический взгляд на мир не мог удовлетворить его. И когда ему довелось встретиться со спиритизмом, ему показалось, что он нашел ответы на все свои вопросы.
Быков всецело погрузился в стихию спиритизма, которую позже описал так:
– Общение с потусторонним миром; постоянные беседы с духами; материализация умерших; непередаваемые чудеса в области физической жизни; лицезрение отшедшего отца, матери. Поднятие столов, перенос предметов за десятки, сотни верст; поразительные откровения в области грядущего, из которых, правда, добрая половина не исполнялась, но это находило всегда оправдание.
Теории спиритов казались ему верхом справедливости. Спириты учили, что бесов, духов тьмы нет – есть лишь души умерших, не очищенные во время жизни спиритическим учением. Ада также нет – душа же человеческая проходит через цепь перевоплощений. И если человек, живя на земле, делал ближнему зло, то в следующей жизни он станет жертвой того же зла.
Отдавая все свои силы и средства спиритизму, Быков поначалу не обращал внимания, когда ему говорили, что спиритизм отводит людей от Христа.
Но постепенно дела Быкова стали идти все хуже и хуже: не только иссякали материальные средства, но и начался непоправимый разлад в семье. Мало-помалу стали сбываться слова одного благочестивого человека, предсказавшего Быкову несчастья, имеющие таинственную причину в его занятии спиритизмом. Однако окончательно глаза Быкова на истинную природу спиритизма открылись, когда ему довелось принять участие во всемирном съезде спиритов в Бельгии.
Здесь ему прямо было высказано, что в спиритических западных кругах Россию считают темной, отсталой страной, так как «русские во Христе признают Бога, тогда как для спиритов Он – лишь умный, гениальный человек и первоклассный медиум». Такое заявление отрезвило его и пробудило в душе Быкова остаток веры. Он понял, что лучшую часть жизни посвятил служению врагу Христа – сатане.
И то, что раньше казалось ему в спиритизме чудесным, обнаружилось в качестве «самой возмутительной лжи». Он распознал обман и симуляцию медиумов, проделки духа тьмы, свое неосознанное стремление к самообману.
– Основная задача спиритизма – уничтожить все, решительно все христианские религии и создать новую «универсальную» религию, в которой Христа как Бога не будет, – вот как определил спиритизм, решительно порвавший с ним Быков. Истину, к которой стремилась его душа, он нашел в Оптиной Пустыни, у православных старцев.
Занимался спиритизмом и известный русский философ Владимир Соловьев. Как пишет профессор И.М. Андреев:
– В студенческие годы Соловьев начал впервые увлекаться спиритизмом и под влиянием известного спирита А.Н. Аксакова на некоторое время сам стал «пишущим медиумом». Впоследствии он увлекся оккультизмом и теософией.
Интерес Соловьева к оккультизму привел его к глубочайшей «прелести» – состоянию ума, когда ложь принимается за истину.
Святитель Феофан Затворник прямо писал о спиритизме:
– Спиритизм есть бесовщина ничем не прикрытая. К сожалению, увлечение спиритизмом, оккультизмом, теософией и другими лжеучениями все глубже проникает в жизнь нашего общества, уводя его от Православия.