ПОСТ И РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ
Святые отцы придавали огромное значение рассудительности. В том числе и в отношении поста. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин оставил нам наставления об этом.
– Всеми силами и со всей тщательностью мы должны стараться смирением приобрести себе благой дар рассудительности. Рассудительность может сохранить нас во время поста невредимыми от крайности с обеих сторон.
Потому что, как говорят отцы, крайности с той и с другой стороны одинаково вредны. И неумеренность поста, и пресыщение чрева. Чрезмерность бдения и продолжительность сна, и другие излишества.
Ибо знаем мы некоторых не побежденных чревоугодием, но низложенных безмерным постом. И впавших в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.
Авва Моисей отшельник – ливийский пресвитер вспоминал, что пострадал от этого. Он постился до такой степени, что потерял всякий позыв к пище и желание есть. Проводил два или три дня без пищи, пока его не заставили поесть.
Также, говорил он – по коварному действию дьявола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведя много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного соснуть мне.
И я был в гораздо большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и долгого сна.
Итак, нам следует заботиться не только о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принять пищи прежде назначенного времени или сверх меры. Но и о том, чтобы есть и спать в назначенный час, даже если не хочется.
Потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим. Неумеренное воздержание вреднее пресыщения. Потому что при содействии раскаяния от пресыщения можно перейти к правильному рассуждению, а от неумеренного воздержания нельзя.
Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела. А не сколько требует желание сытости.
Кто не соблюдает одинаковой меры: то чрезмерно постится, то пресыщается, тот вредит как молитве, так и целомудрию.
Молитве вредит, потому что от голода не может быть бодрым в молитве. Ибо от бессилия склоняется ко сну. А от объедения не может чисто и часто молиться.
И целомудрию вредит, потому что тот огонь плотской похоти, который разжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время строгого поста.