Официальный сайт

ПОЛОЖЕНИЕ РИЗЫ ИИСУСА ХРИСТА В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ

23 июля мы ежегодно празднуем Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).

В 1624 году царь Михаил Феодорович, находясь в добрых отношениях с Аббасом, шахом персидским, отправил к нему послов Воробьина и Кувшинова. Шах, покоривший Иверскую землю, возвращался с победой. Приняв послов, он сказал им о своем намерении – послать русскому государю Ризу Спасителя, найденную им в ризнице одной церкви. Послы доносят об этом Царю и Патриарху, а те не знают, что им и отвечать.

Но в Москву приехал посол шаха Ирусамбек, со многими дарами и грамотой. Прежде всего он поднес Патриарху Филарету золотой ящик, украшенный дорогими камнями. В нем находилась Риза Господня. Патриарх принял ее с честью, но сам недоумевал, как относиться к полученному дару. Тогда он созвал Собор, на котором Нектарий, архиепископ вологодский, сообщил следующее: во время его архидиаконства у Патриарха Цареградского, ему пришлось быть в Иверской стране. Здесь, в одной церкви, он увидел горящие свечи у столба на правой стороне и спросил об этом священников. Те ответили, что тут – Хитон Христов, и рассказали ему историю его.

После распятия Спасителя, когда воины бросили жребий о Его одежде, она досталась воину из Иверской земли. Тот отнес ее на родину и подарил сестре, с которой, согласно ее воле, и был похоронен Хитон. Скоро на могиле ее выросло дерево, из которого текло благовонное миро. При Константине Великом, в 342 году, здесь была выстроена церковь. И в Иверской земле основано епископство. Но во время персидского владычества и дерево, и храм исчезли, и что стало с Хитоном – неизвестно.

Честную Ризу Спасителя, пишет сайт Храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах не следует отождествлять с Его Хитоном, который по жребию достался одному из воинов.

Риза и Хитон ясно различаются в Священном Писании:

– Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон. Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий (Ин.19:23-24; Пс.21:19). Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни.

Во всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив Всенощное бдение, Патриарх Филарет повелел Ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных. Подобно тому, как в древности благочестивая Царица Елена возложила на мертвеца Крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности Ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.

Все убедились в святыне, которая и была перенесена в Успенский собор и положена в специально устроенном для нее помещении, в углу, на западной стороне Собора.

В Москве ежегодно в этот день Риза Господня торжественно выносилась из придела святых апостолов Петра и Павла Успенского собора. Риза полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В честь этого праздника в Москве был освящен и Храм Ризоположения на Донской улице. В 1951 году Святейшим Патриархом Алексием I, в связи с 250-летием этой церкви, была передана малая частица Ризы

19 ноября 2007 года состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя – и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку

 

 

ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА НАД ИЕРУСАЛИМОМ

О ЛЮБВИ К БОГУ. ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ

ВЗОЙТИ НА КРЕСТ

ВЫНЕСЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ. 1000 ЛЕТ МОНАШЕСТВА НА РУСИ

23 июля 2019
Яндекс.Метрика
loading