ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
14 октября мы празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывает нам об этом празднике.
– С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим:
– Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?
Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю. И не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали.
Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей – Покров Пречистой Девы Богородицы?
Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода.
И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики. Мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил. Иметь такую любовь, которой земля не знает.
– Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих.
Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, – не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов.
А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил:
– Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью?
Разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду. Готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть. И путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть?
И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова?
– Прости им, Отче, они не знают, что творят.
И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына. Ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.
Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам Патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал:
– Церковь – это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей. Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел. Сказать: Прости им, Отче!
Потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя – Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно. Когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.
И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она – да, вместе с нами стояла у престола Божия. Что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас. Чтобы крепость нам была дана. Но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара – жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение; и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.
Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?
Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил:
– Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется. В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии. А в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери. Не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях.
Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится. Не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.