ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ
90 лет тому назад в 1928 году инок Мильковской обители Введения во храм Пресвятой Богородицы в Югославии иеромонах Иоанн (Максимович) написал трактат, который назвал: «Об извращении латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии». Ныне мы знаем автора как Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. А его труд остается не менее важным, чем почти столетие назад.
– Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Её добродетели.
Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола.
Учение состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободною от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате).
Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи.
Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль распространяется среди духовенства и паствы западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа.
Впрочем, и члены римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях даже знаменитые богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви.
Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам. Латинские монахи доминиканцы, за своим учителем Фомою Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии.
А последователи Дунса Скотта – францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами.
Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют об этом откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы. Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха. А ещё более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии Святая Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от Самого Христа.
Таким образом, ни на основании богословских сочинений, ни на основании чудесных явлений, взаимно противоречащих, латинская паства не могла разобраться долгое время, где же истина. Римские папы до Сикста IV в конце XV века оставались в стороне от этих споров. Только этот папа в 1475 году одобрил службу, в которой ясно выражалось учение о непорочном зачатии. А несколько лет спустя воспретил осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие. Однако и Сикст IV не решился ещё утверждать, что такое есть непоколебимое учение Церкви. Поэтому, запретив осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие, он не осуждал и тех, кто верует иначе.
Учение о непорочном зачатии тем временем приобретало всё больше сторонников среди членов римско-католической церкви. Причиной этому было то, что казалось весьма благочестивым и угодным Богоматери воздавать Ей как можно больше славы.
Сказывалось стремление народа прославить Небесную Заступницу, с одной стороны. А с другой – уклонение западных богословов в отвлечённые рассуждения. Схоластику, приводящую к лишь кажущейся истине.
Наконец, покровительство римских пап, после Сикста IV – привело к тому, что мнение о непорочном зачатии, высказанное Пасхазием Радбертом в IX веке, было уже всеобщим верованием латинской церкви в XIX веке. Оставалось лишь окончательно это провозгласить церковным учением, что и сделал римский папа Пий IX, во время торжественного служения 8 декабря 1854 года, объявивший, что непорочное зачатие Пресвятой Девы есть догмат римской церкви.
Продолжение следует.
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА ПОКИДАЕТ КРЕМЛЬ