ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ: ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ. РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ
Всем известно, какое почитание и благоговение к Богородице в Православии. Но, бывает, как пишет Святитель Иоанн Шанхайский, что эта ревность оказывается не по разуму (Рим.10. 2).
На путь искажений, вслед за католиками, стала и группа мыслителей, принадлежащих пока ещё к Православной Церкви, но строящих новую богословскую систему. Они положили в основу её философское учение о Премудрости Софии, как об особой силе, связующей Божество и творение. Также развивая учение о достоинстве Богоматери, они хотят видеть в Ней существо, являющееся чем-то средним между Богом и человеком. По некоторым вопросам они умереннее латинских богословов, но по другим, пожалуй, уже опередили их.
Отрицая католическое учение о непорочном зачатии Богородицы и свободе Ее от первородного греха, они, однако же, учат о полной свободе Её от всяких личных грехов, видя в Ней посредницу между людьми и Богом, подобную Христу: в лице Христа явилось на земле Второе Лицо Святой Троицы, Превечное Слово, Сын Божий, а Дух Святый является через Деву Марию. По словам одного из представителей этого течения, со вселением Святого Духа Мария приобрела «двуединую жизнь, человеческую и Божескую, т. е. совершенно обожается, почему в Своём ипостасном бытии является живым тварным откровением Духа Святаго, пишет протоиерей Сергий Булгаков в книге «Неопалимая Купина». Есть совершенное явление Третьей Ипостаси, тварь, но уже и не тварь.
Это стремление к обожению Богоматери наблюдается преимущественно на Западе. В то самое время, как там, с другой стороны, имеют широкий успех разные секты протестантского характера вместе с главными ветвями протестантства: лютеранством и кальвинизмом, вообще отрицающие почитание Божией Матери и Её молитвенное призывание. Но можем сказать словами святого Епифания Кипрского: Одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда уничижают Деву, и когда, напротив, прославляют Её сверх должного. Святой отец обличает тех, которые воздают Ей почти Божеское поклонение: В чести да будет Мария, покланяем же да будет Господь. Хотя Мария есть сосуд избранный, однако женщина по природе ничем от других не отличающаяся. Хотя история Марии и Предание сообщает, что отцу Её Иоакиму сказано было в пустыне: Жена твоя зачала, однако это совершилось не без союза брачного и не без семени мужа.
Сверх должного не должно почитать святых, но чтить Владыку их. Мария не Бог и не с неба получила тело, но от совокупления мужа и жены, и по обетованию, как Исаак, предуготована к участию в домостроительстве Божием. Но, с другой стороны, никто да не дерзает и безумно оскорблять Святую Деву.
Православная Церковь, высоко превознося Богородицу в своих хвалебных песнях, не дерзает приписывать Ей то, что не сообщено о Ней Священным Писанием или Преданием.
– Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место, говорит Святитель Игнатий Брянчанинов. Прославляя непорочность Девы Марии и мужественное перенесение скорбей в Её земной жизни, отцы Церкви отвергают, однако же, мысль, что Она явилась посредницей между Богом и людьми в смысле совместного искупления Ими человеческого рода.
Говоря о готовности Её умереть вместе с Сыном Её и с Ним вместе страдать ради общего спасения, знаменитый отец Западной Церкви святой Амвросий Медиоланский, добавляет: Но страдание Христово не нуждалось в помощи, как Сам Господь предсказал о том задолго раньше: Я смотрел, и не было помощника. Дивился, что не было поддерживающего, но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня (Ис.63. 5). Тот же святой отец учит о всеобщности первородного греха, из чего исключением является один Христос.
– Из всех рожденных женами нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения. Один только Бог без греха. Обыкновенно, все рождаемые от жены и мужа, т. е. плотского союза, бывают повинны греху. Следовательно, кто не имеет греха, тот не был и зачат таким образом.
Один только человек, Ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому что, рождаясь, не испытал приражения греха.
Продолжение следует.
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
РОДИТЕЛИ БОГОРОДИЦЫ. ИОАКИМ И АННА
ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ
ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ. ПИСЬМО ИЗ ЛОНДОНА