ПОЧЕМУ ПОГИБАЮТ ПРАВЕДНИКИ
У многих возникает вопрос: почему праведники иногда умирают несчастной смертью? Вспомним пример Преподобного Афанасия Афонского, который жил в десятом веке. Осиротев в младенчестве, он был воспитан благочестивой инокиней. Впоследствии пребывание и обучение в Царьграде дало возможность усовершенствоваться в науках. С самого детства первым его желанием было служить Богу иноческими трудами. Он сделался учеником Преподобного Михаила. Принял постриг с именем Афанасия и, удалившись на гору Афонскую, стал вести жизнь трудную, смиренную, стараясь скрыть от всех и ученость свою и великие дарования.
Но это было невозможно, и ему стали оказывать великие почести. Два важнейшие сановника и полководца Византийской империи, Лев и Никифор, очень уважали его. Никифор, сделавшись Императором, много помогал Преподобному Афанасию в постройке и распространении монастырей афонских. Святой подвижник получил от Бога чудотворную силу.
Неожиданная смерть преподобного застала среди трудов. Однажды вместе с братией осматривая монастырские постройки, он взошел на верх строившегося здания. Вдруг оно обрушилось, и пять человек, в числе их Афанасий, были задавлены камнями. Остальные поспешили раскопать развалины, но извлекли Преподобного уже мертвым.
Грустная кончина Преподобного наводит нас на размышление о том, для чего Господь попускает иногда праведникам претерпеть насильственную, несчастную смерть. Или Он был не силен избавить их от нее? Или у Него нет любви и сострадания?
Однажды преподобный Нил Постник, бывший сподвижником святых отцов, в Синае и Раифе избиенных, память которых совершается 14 декабря, видя избиение и страдание их от варваров, тоже спрашивал: за что они страдают?
– Где, говорил он, блаженные отцы, труды воздержания вашего? Где награда за терпение скорбей? Где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночеству? Или напрасно вы текли на предлежавший вам подвиг? Или есть справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь? И что убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот возымела силу скверна на ваши тела святые, и злоба хвалится, что одолела (Четьи-Минеи.). Так, в глубокой скорби, задавал себе, подобные нашим, вопросы Нил Преподобный; но он, к своему утешению, вскоре получил на них разрешение.
– Чего ради, сказал ему и бывшим с ним, спасшимся от меча злодеев инокам, израненный и едва дышавший старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на нас напасть? Ужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников Своих супротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца? Как и сугубо воздал Иову то, что погубил? Но нам, конечно несравненно больше воздаст, ибо ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его (1Кор.2. 9) и терпящим до конца. Лучшего ответа и на наши вопросы о причине неповинных страданий не может быть.
Но что сказать, когда видим, что праведник страдает иногда и не от людей? Иной из добродетельных всю жизнь не имеет где преклонить главы, а иного, что и еще ужаснее, постигает иногда лютая и внезапная смерть. И мы тоже недоумеваем: что это значит? За что страдает праведник? О братие! Не смущайтесь и здесь. Ибо хотя и неисповедимы пути Промысла Божия, но они всегда ведут ко благим целям, всегда служат к нашему спасению и блаженству.
Один инок, прийдя в город, чтобы продать свое рукоделье, видел погребение одного злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великой честью церковной и гражданской. Еще более поразило его то зрелище, какое он увидел, возвратясь в пустыню. Благочестивый старец, наставник его, лежал там растерзанный гиеной. Господи, взывал осиротевший пустынник, почему этот злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем?
Плачущему явился Ангел и сказал: не плачь по твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения. Но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его.
Напротив, твой наставник, хотя во всем угоден был Богу, однако у него был один порок, от которого он и очищен злою смертью.
Итак, братия, ясно, что тот не имеет понятия о бесконечной любви к нам небесного Отца, кто дерзает упрекать Его в неправосудии или несострадании. Будем веровать, что минутная скорбь ведет к бесконечному блаженству, если она понесена с терпением и ради Бога. И будем помнить, что настанет время, когда Господь отрет все слезы с очей рабов Своих навсегда (От.7. 17). Ведь у Бога бесцельным ничего не бывает. Аминь.
БЛАЖЕНСТВО ПЛАЧУЩИХ И ГОРЕ СМЕЮЩИХСЯ
ВИДИМОСТЬ БЛАГОЧЕСТИЯ. БЕСПЛОДНАЯ СМОКОВНИЦА
ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ