Официальный сайт

ПАНДЕМИЯ. ВЗГЛЯНУТЬ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО

Святитель Филарет Московский в Слове при продолжении молитв об избавлении от губительной болезни, говорил:

– Прочтенная ныне из Евангелия притча, или повествование о богатом и Лазаре (Лк.16. 19-31) так известна, что, при вступлении в поучение, не нужно вновь читать или пересказывать написанное в Евангелии, а можно прямо приступить к размышлениям, которые оно внушает. Но прежде всего, это место приводит мне на память человека богатого.

Который не потерял своего имени в делах ничтожных. Который не оставил без внимания бедного и больного Лазаря у ворот своего великолепного дома. Но заботливо искал его по чужим домам. И бедному и больному Лазарю построил сей пространный дом. Приготовил неистощимые пособия для жизни и врачевания. И сие великолепное дело человеколюбия довершил устроением сего величественного Храма, чтобы Лазарь имел возможность не одним терпением до конца, но и другими упражнениями благочестия готовиться к лону Авраамову.

– Отче Авраам, отче верующих и человеколюбивых! Обыми, если можно, и за нас в блаженных недрах твоих, вместе с душею, терпением спасавшегося Лазаря. Обратимся, братия, к себе. Кто богат и любит свое богатство, кто склонен к роскоши, кто чувствует в себе порыв возноситься преимуществами своего имени и состояния: тот пусть поставит себя перед Евангельскою притчей, как пред зеркалом. И пусть посмотрится, не походит ли он на богатого Евангельского. И такое сходство нравственного лиценачертания не предвещает ли с вероятностью той же участи, какая постигла богатого Евангельского после его смерти?

Был богат: это походит на многих из нас и это, кажется, не есть несчастная черта, потому что ее видели в лице самого Авраама, который однако не только себе обрел по смерти утешение, но и которого лоно представляется хранилищем вечного утешения для других.

Облачался в порфиру и виссон, то есть, в самые изящные и драгоценные ткани, которые в древние времена употреблялись. Были людьми знатными и богатыми: и это на многих из нас походит.

И также, кажется, не беда, что человек богатый носит одежду, по приличию своего состояния, чистую, тонкую, отличную от простонародной.

– Веселился во вся дни светло: кажется, и это не тяжкое преступление, что живущий в изобилии живет весело, и законно купленные удовольствия разделяет с людьми, ему приятными. В сем состоит все Евангельское изображение жизни богатого. Прибавим изображение и смерти его: Умер же и богатый; и погребли его. Тут еще менее можно приметить что-либо, на чем бы основаться могло худое предвещание.

Что же потом? Блажен ли умерший богатый? По крайней мере, свободен ли от наказания? Нет! В аду оказался в муках.

О Боже! Подумает кто-нибудь, – как легко погибнуть, и следственно как трудно спастись! Евангельский богатый, кажется, ничего не сделал, за что бы осудить его на погибель. Так, возлюбленный! Подлинно легко погибнуть. Кто решительным направлением своей воли, склонностью, страстью, совратился и двинулся на путь неправый – на путь богатолюбия, роскоши, тщеславия: тот легко и неприметно катится по наклонности сего пути, не примечая, что наклонность сия простирается до самого ада.

Впрочем пример богатаго из Евангелия не показывает того, как трудно спастись. Ибо как совсем не видно, чтоб он делал что-нибудь для своего спасения, то совсем нельзя заключить, сколько труда для этого потребно. Ты думаешь извинить его тем, что он ничего не сделал для своей погибели. Но не слишком ли много безумия требуешь ты от каждого погибающего, чтобы он сам действовал прямо для своей погибели? Погибают обыкновенно не потому, чтобы старались погибнуть, но потому, что не стараются спастись.

Продолжение следует.

 

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН

ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЖИЗНЬ НА НЕБЕСАХ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ. ОПАСНЫЕ ИГРЫ

ОПАСНЫЕ ИГРЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ХРАМ БОЖИЙ И ТЕЛО ХРИСТОВО

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ

ПОТЕРЯТЬ ДУШУ

ОТКУДА ЗЛО В МИРЕ

О СУЕВЕРИЯХ

СУЕВЕРИЯ И ПРЕДРАССУДКИ В НАШИ ДНИ

СУЕВЕРИЯ. ПОМРАЧЕНИЕ РАЗУМА

О СУЕВЕРИЯХ: ПРИМЕТАХ И ПРЕДЧУВСТВИЯХ

КОЗНИ ДИАВОЛА

О ВЕРЕ В КОЛДУНОВ И ЭКСТРАСЕНСОВ

 

 

14 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading