ОЧИЩЕНИЕ ЧУВСТВ
Очистим чувства, и мы узрим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и явственно услышим – Радуйтесь – от Него, воспевая песнь победную, – говорится в Тропаре Пасхального канона.
Поскольку человек составлен из души и тела, поясняет Никодим Святогорец, он имеет двоякого рода чувства – пять душевных и пять телесных. Чувства души: ум, рассуждение, мнение, воображение, способность к восприятию. А телесные чувства – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Итак, священный певец Иоанн Дамаскин призывает нас хранить умные чувства нашей души чистыми от дурных пожеланий и гнева. От помыслов хульных, лукавых и постыдных и, просто сказать, от всех страстей, называемых душевными. Подобным образом он призывает нас хранить чистыми и телесные наши чувства. Глаза подобает хранить чистыми от театральных и музыкальных представлений. От забав и прочих постыдных и дурных зрелищ, которые возбуждают жало плотских наслаждений.
Слух наш нужно хранить чистым, чтобы не слышать мирских песен и сквернословия. Подобным образом Иоанн Дамаскин побуждает нас хранить и другие наши чувства от вредных предметов, поскольку через чувства, как через некие окна, входит душевная смерть. По написанному: Вошла смерть сквозь окна (Иер. 9.21).
Итак, если мы будем очищены в отношении чувств душевных и телесных, а в особенности в отношении ума и зрения, то непременно будем удостоены увидеть умными очами души Владыку Христа.
Христос, восстав из гроба, блистает ярче солнца столь великим и превосходящим все прочее светом Воскресения, что к этому свету из-за его яркости невозможно приблизиться. Ибо и Господь сказал прямо: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5.8).
А слово «неприступный» певец заимствует у апостола Павла, который говорит:
– Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1Тим. 6, 16).
Подобным образом, если мы очистимся по внутреннему и умному слуху души и по внешнему слуху тела, то, несомненно, услышим и мы определенно и ясно, как воскресший Христос говорит и нам, как мироносицам: Радуйтесь!
Что я говорю? Если мы очистимся не только в отношении двух этих чувств – зрения и слуха, но и в отношении всех чувств вообще, будем вкушать умопостигаемую благодать Воскресшего Господа.
Умное наше обоняние, будучи очищенным, должно обонять умопостигаемое благовоние и благоухание мира, испускаемое Воскресшим Владыкой, как написано: Благовония мира твоего насыщеннее всех ароматов (Песн. 1.2).
Подобным образом умный наш вкус будет вкушать умопостигаемую благость Восставшего из мертвых, по словам Писания: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33.9). Также и умное наше осязание почувствует умопостигаемое объятие Воскресшего, по написанному:
– Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн. 2.6).
Поэтому божественный Григорий Синаит сказал: Не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно – мертв. Так и духоносный и имеющий возвышенный ум святой Каллист объясняет изречение, целиком сохранившееся в рукописях, в котором показывает, что Бог по человеколюбию становится доступным для всякого умного чувства.
Если человек может вкушать умопостигаемую благодать восставшего Христа всеми умными и телесными чувствами, то как же божественный Иоанн Дамаскин здесь упоминает только два – душевное зрение (то есть ум, ибо что око для тела, то ум для души, согласно божественному Дамаскину) и телесное зрение, подобно и слух душевный и телесный?
Для разрешения этого недоумения мы говорим: только два этих чувства упоминает певец, во-первых, потому, что они первые, основные и главнейшие, в отличие от прочих.
Во-вторых, потому, что при Воскресении Господа мироносицы привели в действие только два эти чувства. Ибо зрением очей они увидели Воскресшего Христа. А через слух услышали те сладчайшие слова, которые Воскресший Иисус сказал им после Воскресения. Если же Мария дерзнула привести в действие и осязание, оно, однако, осталось бездейственным. Ибо она услышала, что Господь воспретил ей это, говоря: Мария, не прикасайся ко Мне (Ин. 20.17).
Итак, если мы очистим чувства, в особенности эти два, то мы будем вкушать благодать Воскресшего. Если же останемся неочищенными в них, то не будем удостоены ни увидеть Христа, ни услышать Его голос. Поскольку, согласно Соломону: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1.4).
А Григорий Богослов сказал: Миро не вверяется испорченному сосуду. И еще: Не дозволено нечистому прикасаться к чистому. И после: Поэтому должно прежде очистить себя самого, а затем беседовать о чистом.
Что же сказать? Если будем нечисты зрением и слухом, мы не только не увидим превышесияющее и всевожделенное лицо Воскресшего Владыки и не услышим сладчайший Его глас, но и будем обличены Им. Когда Он скажет нам такие слова пророка Исаии:
– Слухом услышите и не уразумеете, и видяще узрите и не увидите (Ис. 6.9). Нечистый чувствами души и тела – нечист и сердцем. А нечистое сердце не приемлет Таинства Божии. Поэтому сказал Господь, что не те, которые имеют нечистое сердце, но только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5.8).