О ЖИЗНИ И СМЕРТИ, СНЕ И ПРОБУЖДЕНИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Что есть смерть? Для ответа на сие, по разуму слова Божия, всего лучше употребить вопрос: что есть жизнь? Ибо смерть есть только лишение жизни. Итак, приидите, познаем жизнь в ее источнике. В Нем была жизнь, сказует Богослов, и жизнь была свет человеков (Ин.1. 4).
В Боге Слове жизнь, и сия жизнь есть свет человеков. Причастие жизни, сущей в Боге Слове, и света Его – есть истинная жизнь человека. Она есть деятельное состояние света, спокойствия, свободы, силы, чистоты, нетления. Следственно, разлучение с жизнью Бога Слова и отчуждение от света Его есть истинная смерть человека. Она есть состояние мрака, скорби, беспокойства, немощи, нечистоты, наконец, тления. Следственно, возобновление общения с жизнью Бога Слова и возвращение к свету Его есть истинное воскресение человека, в котором участвующий блажен и свят, – мудро поучает нас святитель Филарет Московский.
И пусть окончательное, телесное бессмертие мы вновь обретем лишь после Второго Пришествия и Всеобщего Воскресения, – а пока наше тело еще отчасти смертно. Говорю «отчасти» – потому что на самом деле это уже не смерть, а только ее видимость. Настоящей смерти больше не существует. После кончины наши души не сходят больше в мрачный Шеол, обитель мертвых, куда так страшились попасть и неизбежно попадали даже ветхозаветные праведники, но души достойных возносятся к Богу в Его вечные райские обители. Души же нераскаянных грешников сейчас попадают в ад, но имеют возможность по молитвам Церкви и близких освободиться от грехов и выйти оттуда. В ветхозаветную эпоху и этого не было. Да и тела, по виду разрушившиеся, на деле рано или поздно присоединятся к душам, воскреснув в последний день.
Разумеется, это не значит, что после Воскресения у нас отнята свобода воли, дарованная еще первым людям до грехопадения, – нет, мы, как и Адам, по-прежнему вольны выбирать между добром и злом, между верностью Богу и уговорами диавола. И наши грехи, подобно греху Адама и Евы, могут точно так же сделать для нас невозможным пребывание с Богом в Раю – не потому даже, что Он выгонит нас оттуда, а потому, что мы сами не сможем этого вынести, подобно тому, как привыкший к тьме человек испытывает страдания от яркого света.
Но теперь врата Царствия Небесного широко распахнуты для каждого – и входить или не входить в них, зависит только от наших собственных устремлений. Я говорю «только от наших», хотя, конечно, спасение невозможно одними только человеческими силами, без Бога и Его помощи – потому что Бог, в отличие от нас, которые бывают и ленивы, и неразумны, всегда готов оказать нам эту помощь.
– Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю «лицо смерти»? Даже само имя смерти изменил, она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном, – восклицает об этой победе над смертью Святитель Иоанн Златоуст.
Вслушайтесь в эти слова – смерть теперь не более, чем успокоение или сон. И, подобно любому сну, неизбежно оканчивается пробуждением – воскресением.
Продолжение следует.
СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ВЕРА И ДЕЛА
МИРОТОЧИВАЯ ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ С АФОНА
ИВЕРСКАЯ ИКОНА И ПЛАМЯ СТРАСТЕЙ
ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. О БОЖЕСТВЕННОМ СВЕТЕ
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. МОЛИТВЫ И СОВЕТЫ ВРАЧУ
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. ПАРЯЩИЕ СИЛОЮ МОЛИТВЫ
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ. АЛЕКСИЙ МЕЧЕВ
СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)
МОЛИТВЫ РУССКИМ СВЯТЫМ.ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ВИРУС. ПОСЛЕДНИЙ СОН РАСКОЛЬНИКОВА
НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПАНДЕМИЯ. ВЗГЛЯНУТЬ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПАНДЕМИЯ. ВЗГЛЯНУТЬ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ. ОПАСНЫЕ ИГРЫ
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ
СМЕРТЬ КАК СОН. СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ