О ВНЕШНЕМ ХРИСТИАНСТВЕ
В Неделю по Богоявлении Святитель Феофан Затворник напомнил нам о необычном, но таком привычном явлении среди нас, как внешнее христианство.
– Итак, к вам слово мое, внешние христиане, без Духа Христова, без сердца, Господу всецело преданного, без ревности об угождении Ему единому. Или не к вам одним, а к нам вместе, ибо и я первый от вас. Что же мы с вами скажем себе?
Ах, братия, понудим себя взойти в чувство опасения за себя и свою участь вечную. Сами мы ставим себя в ряд истинных любителей Божиих – и тех, кто еще здесь, на земле, и тех, которые уже на небе.
Но от их Богопросвещенных очей не скрыто, кто мы. И, смотря на нас, они, верно, говорят: вот люди, которые кажется от нас. Но не суть наши! Простое, казалось бы, но какое страшное слово. Ибо если мы не их, то и они не наши, и ничто их не наше.
Стало быть, не наш Христос, не наши все обетования Его, не наш рай и вечное блаженство. А если это не наше, сами знаете, что после сего должно быть наше?! Видите, какая беда! Между тем, осмотритесь кругом: у нас все почти христианское, порядки христианские или полухристианские. Понятия христианские, речи христианские, много правил и дел христианских. Чего недостает? Недостает сердца христианского. Оно не туда устремлено, не в Боге его благо, а в себе и мире, и не на небе его рай, а на земле.
Недостает этой крепкой, как смерть, ревности о богоугождении и спасении. Мы как будто заснули и замерли, и движемся лишь так, как двигает нас течение жизни.
Сию-то ревность и давайте возбуждать в себе, ибо кто это сделает для нас, кроме нас? Сами привязались к миру, сами же и отрывать себя от него будем. Войдем же к сердцу своему, холодному, нерадивому и беспечному, и начнем его дружески уговаривать образумиться, наконец, стряхнуть узы страстей мира, самовольно на себя наложенные, и устремиться к Господу.
Будем говорить душе своей так: Ты создана по образу и подобию Божию. Беспредельный Бог так благоволил устроить тебя, чтоб светиться в тебе с совершенствами Своими, как солнце светится в малой капле вод, и быть видимым в тебе и тебе, и всем, видящим тебя – земным и небесным.
А ты отвратилась от Бога и обратилась к миру. Восприняла его мерзкий образ и чрез то стала носить зверообразное подобие князя века сего. Помяни первое благородие свое – высокое и ни с чем не сравнимое, пожалей о настоящем неблагообразии и обратись ко Господу, чтоб опять обновиться по образу Создавшего тебя.
Бог ищет тебя и, ища, окружает всеми милостями и попечениями своими. Жизнь твоя – Его есть, и все к жизни потребное – Его же. И свет, и воздух, и пища, и одежда, и жилище, и все, что есть в тебе и у тебя, Его есть.
И это что еще? Тебя ради Он с неба нисшел, страдал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небо, Духа Святого послал и учредил на земле Церковь, в которой совместил все ко спасению твоему нужное. И главное – путем рождения и порядком внешней твоей жизни ввел уже тебя в сию сокровищницу благ духовных.
Видишь, сколько любви! И за все сие от тебя требует Он единого сердца твоего. И капля воды, согретая солнцем, восходит горе. Ты же, что медлишь обратиться ко Господу, со всех сторон согреваемая теплотою любви Его!
Не видишь ли, все вокруг тебя идут ко Господу – и бедные, и незнатные, и неученые – что же ты стоишь, попуская всех предварять тебя в Царствии? Будто ты хуже других, обделена чем-нибудь, лишена чего из того, что всем дается. Что же стоишь, подвигнись, поспеши, пока не заключилась дверь, отверстая к принятию всех, обращающихся ныне.
Что стоишь – обратись ко Господу и начни Ему усердно работать! Время течет, силы стареют, грубеют и приближаются к неподвижности в своем превратном направлении. Между тем ныне-завтра смерть. Смотри, не остаться бы тебе совсем в этом закоснелом охлаждении ко Господу. Вспомни страшный конец, когда и Бог окончательно отвратится от не обращающихся к Нему и отвергнет отвергающих Его – и страхом подвигнись устремиться ко Господу.
Взыщи Господа! Бог или мир – середины нет. Но или ты не видишь? Там – все, здесь – ничего. Там истина, здесь призрак. Там покой, здесь болезни и заботы. Там довольство, здесь непрестанное томление. Там радость и веселие, здесь только скорби и туга сердца. Все это ты знаешь, испытала, и все, однако же, остаешься в той же суете ума и сердца.
Рай на земле устроить хочешь. Восьмая уже тысяча, как миролюбцы истощаются в средствах устроить рай на земле. И не только нет успеха, напротив, все идет к худшему. Не успеешь и ты, а только измучишься, гоняясь за призрачными благами мира, как дети за убегающею радугой.
Такими и подобными речами будем уговаривать душу свою возлюбить Господа, всецело к Нему обратиться и возревновать наконец решительно о спасении своем. Не случится ли и с нами то же, что бывает с воздушными шарами? Будучи наполнены легким газом, тончайшей стихией, с какою быстротой устремляются они кверху! Наполним и мы душу свою небесными истинами и убеждениями. Они проникнут и в сердце, привлекут желания, а там и все существо наше устремят к небу и всему небесному.