О ВЕРЕ В КОЛДУНОВ И ЭКСТРАСЕНСОВ
К разряду грехов против первой заповеди принадлежит волшебство, когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и, большей частью, злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом, в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами. Волшебство есть одно из наследий наших предков. Наши предки, когда еще были язычниками, верили в разнообразные силы природы.
Все, что их окружало: деревья, камни, ручьи, болота, озера, животные – все это в их воображении представлялось живым, одушевленным. И так как эти предметы или приносили им вред, или доставляли благо, то, не имея ясного представления о Боге, верховном правителе мира, они в этих предметах видели богов, то добрых, то злых.
Они чувствовали над собой силу этих богов и, не имея возможности защитить себя от них, прибегали за помощью к разным лицам, которых называли колдунами, знахарями, кудесниками.
Постепенно волшебством опутана была вся жизнь славянина-язычника. Он не мог шагу ступить, не прибегая к участию колдунов. Особенно сильно это участие проявлялось в важнейших событиях жизни: при свадьбах, похоронах, болезнях и смерти, перед отправлением в путь и встречах с людьми незнакомыми.
И эта вера в колдунов не исчезла с принятием христианства.
Прошла тысяча лет с того времени, когда святой Владимир просветил Русскую землю светом Христова учения, а волшебство не уничтожилось. Оно еще владеет умами русских жителей и городов, и сел, и деревень.
Еще и доселе верят колдунам, боятся их, стараются разными способами задобрить их. Не чужды этого греха и образованные люди, прибегающие к ворожбе, к гаданиям, занимающиеся верчением столов, вызыванием умерших и т. п. Обращаться к волшебникам – великий грех.
Сам Бог через пророка Иеремию говорит следующее о тех людях, которые обращаются за помощью к волшебникам: не слушайте своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам. Они пророчествуют вам ложь (Иер.27. 9–10).
Святая, Соборная и Апостольская Церковь отлучает от общения церковного как самих волшебников и экстрасенсов, так и тех, которые ищут у них помощи. Вот что сказано о таких людях в Правилах Вселенских и Поместных Соборов:
– Предающиеся волшебникам, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии (VI Вселенский Собор, правило 61).
И святой Василий Великий учит: Облакогонители, гадатели подлежат шестилетней епитимии. Закосневающие в сем извергаются из Церкви. Покаявшийся в волшебстве подлежит епитимии. Правила Святой Церкви называют их идолослужителями, скверноубийцами и льстецами:
– Чародеи и волшебство творящие – суть идолослужители и скверноубийцы суть все; и льстецы произволением.
Святой Иоанн Златоуст учит: Аще и Святой Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежать подобает сицевых и отвращаться.
Вера в волшебство отдаляет нас от света Христовой истины, от послушания святой матери-Церкви, стесняет нас в нашей деятельности, ослабляет нашу веру в Промысел Божий, в силу молитвы христианской. Ослабляет нашу надежду на предстательство святых угодников Божиих. Одним словом, держит нас в оковах язычества. Все это побуждает христиан чуждаться этого жалкого наследия языческих времен.
Некоторые христиане верят в домовых, водяных, леших, ведьм и прочих. Несомненно, злые духи существуют, и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств о них в слове Божием и по собственному опыту борьбы с ними, если он стремится к большей чистоте жизни.
Но «домовые», «русалки» – это вымысел и наши олицетворения языческого мира. Верить в домовых и бояться их, значит «в христианстве язычествовать».
– Какое же согласие между Христом и Велиаром? (2Кор.6. 15). Отсюда грех также называть кого-либо в гневе ведьмой или лешим.
Веруя в силу колдунов, экстрасенсов, различных мифических существ, мы как бы сомневаемся в силе Божией. Ни верить им, ни опасаться их нечего. Они ничего не могут сделать правоверным христианам, исполняющим заповеди Божии, участвующим в церковных Таинствах.
Из книги «Камо грядеши Вавилон? «Тайное знание» в свете Православия». Продолжение следует.