Официальный сайт

О СМИРЕНИИ

В шестом прошении молитвы, поясняет архимандрит Кирилл (Павлов), Преподобный Ефрем Сирин просит Господа дать ему дух смиренномудрия. Под смиренномудрием разумеется такое глубокое сознание человеком своей нищеты духовной, при котором он считает себя хуже всех и ниже всех. Других же почитает выше и лучше себя, а потому никого никогда не осуждает и ни на кого не клевещет. Говорит тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставляет себя за авторитет. Ни о чем не спорит, бывает в подчинении и гнушается своей воли. Никогда не празднословит и не пустословит.

Смиренный не обманывает, с радостью переносит обиды, унижения. Любит труд, никого не огорчает и ничью совесть не укоряет и не уязвляет. Таковы признаки истинного смирения.

Без смирения нет и спасения, потому что только тогда все наши добродетели имеют цену в очах Божиих, когда утверждаются они на смирении. Смиренный человек чем больше получает, тем более бывает признателен Богу и тем более сознает свою собственную нищету.

Только смиренномудрием приумножаются все дары благодати, и один только смиренномудрый не падает, потому что он держит себя ниже всех и ему нет места куда упасть.

– Блаженны нищие духом (Мф.5. 3), – говорит Спаситель. Сам Господь, начав наше спасение совершать, принял образ раба, смирил Себя и уничижил, а поэтому и нас призывает учиться у Него кротости и смирению:

– Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11. 29). Основа смирения – в самоуничижении ради Христа. В отказе от своей гордости и самопревозношения.

Апостол Петр учит: Все, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет.5. 5).

А нам как раз, дорогие, подчиняться друг другу и почитать других выше себя бывает очень нелегко. Нелегко потому, что все мы явно или тайно ставим себя выше других. И оттого искренне, от глубины души признать себя хуже и грешнее, слабее, ничтожнее, виновнее всех для нас составляет большую трудность.

Поэтому-то наша гордость и держит нас в самообольщении, заставляет давать своим качествам повышенную оценку.

А между тем ничто так не низводит на нас благодать Божию, как смирение. Смирение возвышает человека, гордость же, напротив, унижает его и делает противным для всех окружающих.

Преподобный Исаак Сирин пишет, что как только человек смирится, немедленно его окружает милость Божия, сердце его ощущает Божественную помощь.

– Ибо на кого воззрю, – говорит Господь Пророку, – токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис.66. 2).

Быть смиренным – великое блаженство, поэтому и должны мы просить Господа: Господи и Владыко живота моего, дух смиренномудрия даруй нам.

Продолжение следует.

 

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА

КАК ПОГАСИТЬ ВРАЖДУ

ЕДИНСТВО МИРА И ЛЮБВИ

НЕНАВИСТЬ МИРА

ЗАБОТА О СЕБЕ

ОТ КОГО ОЖИДАТЬ НАМ СПАСЕНИЯ

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДОМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО

СТО ЛЕТ БАТЮШКЕ КИРИЛЛУ

СТО ЛЕТ БАТЮШКЕ КИРИЛЛУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СТО ЛЕТ БАТЮШКЕ КИРИЛЛУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СТО ЛЕТ БАТЮШКЕ КИРИЛЛУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СТО ЛЕТ БАТЮШКЕ КИРИЛЛУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СТО ЛЕТ БАТЮШКЕ КИРИЛЛУ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПАВЕЛ ПРЕПРОСТЫЙ И МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

НУЖНО ЛИ ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ, ЕСЛИ БОГ В ДУШЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

ИВЕРСКАЯ ИКОНА И ПЛАМЯ СТРАСТЕЙ

КАКИМ СВЯТЫМ МОЛИТЬСЯ

ВРЕМЯ КРЕСТА

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

ДЕТИ ВОЙНЫ

ЭПОХА ТЕЛЕВИДЕНИЯ. 1937-1938

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ОКОНЧАНИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОЯ И МАРТИНИАН. КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СОБЛАЗНОВ

ПАНДЕМИЯ. МОРОВАЯ ЯЗВА

ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ. МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ СВЯТЫХ ГУРИЯ, САМОНА И АВИВА

ПРЕПОДОБНАЯ ЕФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ

О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

КАК УКРЕПИТЬ ВЕРУ В БОГА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЧУДЕСНОЕ СТОЯНИЕ ЗОИ

15 мая 2020
Яндекс.Метрика
loading