О ПРИТВОРСТВЕ
Святитель Григорий великий Чудотворец Неокесарийский, память которого 30 ноября, не только совершал и продолжает великие чудеса, но и признан выдающимся богословом. В слове на пророчества Иеремии он говорит о лукавстве, которое так распространено в мире.
– Ближнему своему говорит мирное, а в себе имеет вражду. Книжники и фарисеи народа иудейского не унаследовали бы от Спасителя многократного – Горе вам! если бы не было в них лицемерия.
Ибо в обличениях их грехов Господь не переставал по всякому поводу прежде всего говорить: горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, – называя их гробами покрашенными, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.
Ибо если мы сделаем для ближнего что-нибудь доброе по нелицемерной любви, то мы услышим от Спасителя: Поскольку вы сделали одному из этих братьев Моих меньших, сделали Мне.
Таким же образом, как если мы показываем по отношению к брату что-нибудь дурное, обнаруживая при этом лукавое и гнусное лицемерие или какой бы то ни было другой грех, подобно тому мы согрешаем и в отношении к Богу.
Итак, братия, лицемерие нечто ужасное и враждебное. Оно сокрытое в сердце коварство для обмана тех, которые ведут себя просто. Прельщает обладающих любовью, одно говоря устами, а другое имея в сердце. Не хорошо высокомерие, заключающее в себе много тщеславия.
Ибо ясно, что всякое совершенное благо от Бога исходит. И оно не иначе может быть достигнуто человеком, как тогда только, когда действительно обнаруживается совершенная истинность сказанного, что хвалящийся чем-нибудь должен превозноситься только тем, что он разумеет и знает. Что Господь сам творит милость и суд и правду, и что в этом воля Божья. Ибо такой человек угоден Божеству. И он всегда обладает постоянными и верными благами, если относит причину настоящих благ к истинному Виновнику. К Которому должно возводить причину и от Которого должно ожидать благ.
Если же нужно, чтобы нам сверх того была и какая-нибудь польза от сказанного, то правильно можно сказать так: много родов людей имеют наружный вид праведности и носят на себе некоторые следы закона Божия и некоторым образом притворяются и лицемерно заботятся о добродетели. Однако такое произволение у них только для видимости, притворства и обольщения, а в действительности они совершенно не стремились искоренить из себя зло и поношение.
Светильник тела есть око. Итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет лукаво, то все тело твое будет темно.
Лукавый глаз – притворная любовь, которая называется и лицемерием, чрез нее все тело человека делается темным. Достойные тьмы дела помышляет внутри. Через внешние же части обнаруживает такие слова, которые кажутся принадлежащими к свету. Ибо они на самом деле волки, одетые в овечьи шкуры. Они омывают только наружные части чаши и блюда, и не видят, что если не будет очищена внутренняя сторона их, то и наружная не может сделаться чистою.
Ясно обличая это, Спаситель говорит: Если свет, который в тебе, тьма, то какова тьма? Если любовь, которая кажется тебе светом, вследствие скрытого в тебе лицемерия, есть дело достойное тьмы, то чем будут твои явные преступления? И апостолы представлены как свет и глаза всего мира. Поэтому Господь, возвещая, сказал им: Если вы устоите и не подвигнетесь, будучи светом тела, то, вот, все тело мира просвещено. Если же вы, будучи солью, потеряете силу, и будучи светом, помрачитесь, то какова тьма, которая есть мир? Если же свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Когда, чего просят уста молящегося, о том же помышляет и сердце, тогда, о чем бы ни попросил человек, будет ему всякое дело от Бога. Ибо благодаря этому он показал, что и ни к какому ближнему он не имеет лицемерия, когда согласно с помышлениями сердца он и устами говорит к ближнему.
БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И КАТОЛИЦИЗМ
ПАТРИАРХ СЕРГИЙ. ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ. ТОЛКОВАНИЕ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
ПРЕДВИДЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ КАВКАЗСКОГО