Официальный сайт

О ПАСХАЛЬНОЙ РАДОСТИ И ТАИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ СОРОК

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин.12. 36), – повторил в Слове на отдание Пасхи известный наш проповедник митрополит Владимир (Иким).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами, вместе со всей Святой Православной Церковью, совершаем отдание Пасхи. Вновь, как и в дни Светлой Седмицы, совершаем мы торжественное пасхальное богослужение, поем удивительные по красоте и светлой радости пасхальные песнопения.

Но в последний раз в этом году звучит в наших храмах пасхальное приветствие Христос воскресе!. С отданием завершаются пасхальные празднования. Уже завтра Христос вознесется Своей плотью к Богу Отцу, и мы будем встречать праздник Вознесения Господня.

Но что же такое – Отдание? Зачем нужно его совершать, да еще так торжественно, как в самом начале Пасхи? Разве нельзя было бы просто перейти от пасхальных празднований к Вознесению?

Традиция многодневных празднований с последующим отданием великих праздников – очень древняя, она была установлена еще в Ветхом Завете. Семь дней приносите жертву Господу. В восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу. Это отдание праздника, никакой работы не работайте. В первый день покой и в восьмой день покой (Лев.23. 36, 39), – говорит Господь через пророка Моисея о празднике Кущей. Многие другие великие праздники – в том числе и ветхозаветная Пасха – также отмечались в течение восьми дней, причем особенно праздничными считались первый и последний дни.

В установлении этом отразилось не только желание подчеркнуть значение того или иного праздника, но и великое милосердие Божие к людям. Господь знал, что мы слабы, слабы телом и духом, и далеко не каждый из нас может сразу отрешиться от повседневной суеты и в полной мере воспринять духовное ликование Его праздников в течение одного дня, должным образом проникнуться их смыслом. И потому Он, как заботливый и любящий Отец, ласково снисходящий к детским немощам своего чада, едва учащегося ходить, дает людям время как бы «привыкнуть» к празднику, понемногу взрастить в себе праздничный настрой.

А чтобы те, кому взрастить такой настрой едва-едва удалось лишь под самый конец святых дней, не оказались лишены праздничной радости – все праздничные торжества еще раз повторяются на отдании праздника. Ибо ветхозаветная традиция отчасти сохранилась по преемству и в новозаветной Церкви. Ведь пришествие Христа хотя и изменило отношения человека с Богом, но не сразу еще саму человеческую природу в нас с вами.

Мы призваны к спасительному изменению, но совершаем это постепенно в зависимости от нашего добровольного устремления.

Поэтому кто-то, может быть, уже продвинулся высоко к совершенству и даже стал святым еще при жизни, как это было с древними святыми. А кто-то еще находится в грехах. А кто-то с трудом освобождается от них. А кто-то продвинувшись вперед и возгордившись, снова впал в грехи, а завтра покается и вернет себе достигнутое.

Все мы находимся в движении, во внутреннем изменении. Мы все еще пребываем в падшем мире и подвержены тем же слабостям, что и люди Ветхого Завета.

Хотя нам и дано благодатных дарований несоизмеримо больше и соответственно мы будем судимы строже, нежели люди ветхозаветные. И значит, нам тоже необходимо время, чтобы проникнуться тем или иным великим праздником Господним. Потому-то мы, как некогда ветхозаветные иудеи, празднуем по семь или восемь дней такие праздники, как, например, Крещение Господне, Успение Пресвятой Богородицы или Воздвижение Честного Креста. А Рождество Христово празднуется целых двенадцать дней!

Но дольше всего празднуется величайший из новозаветных праздников, Пасха Господня, Светлое Христово Воскресение. Понимая, как важно, чтобы никто не остался непричастен пасхальной радости, Святая Церковь отводит нам на празднование целых сорок дней! Думаю, многие из вас, братья и сестры, все эти сорок дней или большую часть из них пребывали в том подлинном праздничном ликовании, которое выражается не только и не столько в желании накрыть стол побогаче и повкуснее – хотя и в праздничных яствах ничего плохого нет.

Пребывали в радостном осознании присутствия Воскресшего Господа, в искреннем стремлении к Нему. В переживании полученной за Великий Пост чистоты своей души и приобретенного постническими трудами дара Божественной благодати. Но даже если суета и различные земные трудности и печали слишком тяготили вас, и только к концу этих сорока дней вам удалось ощутить в своем сердце крошечный проблеск пасхальной радости – не огорчайтесь! Ни Господь, ни Церковь не укоряют вас за это. Наоборот, Святая Церковь специально для вас повторяет сегодня пасхальное богослужение, чтобы никто из вас не покинул пасхальный чертог обиженным и неутешенным.

В 2020 году мы не можем присутствовать на службе в Храмах из-за введенного режима «самоизоляции». Но радость Пасхальная пребывает с нами вовек!

Продолжение следует.

 

РАДОСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

СОШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ И ВОЗНЕСЕНИЕ НА НЕБЕСА ХРИСТА

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ПРИМИРЕНИЕ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

О ПРАЗДНИКАХ И СТРАШНОМ СУДЕ ГОСПОДНЕМ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ. ЧТО СДЕЛАЛ БОГАТЫЙ

27 мая 2020
Яндекс.Метрика
loading