Официальный сайт

О ЛЮБВИ

Говоря о христианском совершенстве, авва Херемон объяснял, по каким степеням можно восходить на высоту любви, и какая в ней твердость.

Тем, кто стремится к совершенству, тот с первой ступени страха, собственно называемого рабским, по словам Господа:

– Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие (Лк.17:10), – должен постепенно восходить на стезю надежды.

Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику. Ибо действует в ожидании будущего воздаяния.

Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них. А сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоить себе все, что принадлежит отцу.

Так распутный тот юноша, который, расточив имение отца своего, вместе с тем утратил и имя сына, не смеет даже помыслить о своем сыновнем состоянии, когда говорит: я уже недостоин называться сыном твоим (Лк.15:19).

Ибо после тех рожков, которые ели свиньи и которыми наполнить чрево свое никто не давал ему, т.е. после гнусной пищи пороков, когда он пришел в себя и поражен был спасительным страхом, начал ужасаться этой свиной нечистоты и мучений жестокого голода, он стал уже как раб, который, помышляя о награде, уже желает быть в числе наемников.

– Сколько наемников у отца моего, говорит он, избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих (Лк.15. 17–19).

И насколько превосходнее те, которые по любви к Богу уклоняются от пороков. Едва же Блудный сын произнес эти слова, выражающие смиренное раскаяние, как отец, поспешно выйдя навстречу ему, принял его с любовью больше прежней и тотчас, миновав обе низшие степени, возвратил ему прежнее достоинство сына, не довольствуясь меньшими дарами.

Поэтому и мы должны ускорять свое шествие, чтобы посредством никогда не перестающей благодати любви взойдя на третью степень сынов, почитающих своим все, принадлежащее отцу, удостоились воспринять на себя образ и подобие Небесного Отца.

И, следуя примеру истинного Сына Его, могли взывать: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16. 15). Святой апостол Павел по отношению к нам говорит: Все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше (1Кор.3. 21–22). Также и слова Спасителя побуждают нас к тому, чтобы мы старались уподобляться Богу: Будьте совершенны, говорит он, как  совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48). Это означает не тождество, а подобие качеств, мы не можем сравняться с Богом, а только можем подражать, уподобляться Ему в любви.

Ибо у тех, которые находятся в состоянии рабов и наемников, расположение к добру иногда прерывается. Если душа, по причине некоторого охлаждения ее чувства и по причине развлечения мирскими удовольствиями и радостями, перестает поражаться страхом геенны или желанием будущих благ. Некоторая же ступень совершенства, на которой они находятся, дает нам понять только то, что мы, начав уклоняться от пороков из страха наказаний или в надежде наград, можем взойти и на ступень любви.

Ибо в любви, – говорит апостол, – нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мученье. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1Ин.4. 18-19).

Продолжение следует.

 

КАК ПОБЕЖДАЮТСЯ ПОРОКИ

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ. О ЛЮБВИ

О ЛЮБВИ К БОГУ. ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ

ЗНАМЯ ЛЮБВИ И СПАСЕНИЯ

ЗНАМЯ ЛЮБВИ И СПАСЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ТАЙНА ЛЮБВИ

НЕБЕСНЫЙ ЗАЛОГ ЛЮБВИ

ЕДИНСТВО МИРА И ЛЮБВИ

ТАЙНА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ

ГИМН БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ

ИОАНН БОГОСЛОВ АПОСТОЛ ЛЮБВИ

МИР БЕЗ ЛЮБВИ

ВСЕМИРНАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ

ВСЕМИРНАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВСЕМИРНАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ. ОКОНЧАНИЕ

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ – ПРЕМУДРОСТЬ

ВОЗНЕНАВИДЕТЬ БЛИЖНИХ. СТОЛКНОВЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

КАК УПОДОБИТЬСЯ БОГУ

НЕ МИР, НО МЕЧ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

 

 

 

20 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading