NOTRE-DAME DE PARIS. ТАЙНЫЕ СИМВОЛЫ
В Соборе Парижской Богоматери – продолжает Фулканелли раскрывать его тайны – было скульптурное изображение Дьявола с огромной открытой пастью, в которую верующие ставили свечи, чтобы их потушить. В результате скульптура всегда была закапана воском и окутана дымом потухших свечей. В народе это изображение называли «Господин Петр Краеугольный». Этот образ, представляющий собой главный инструмент Делания алхимиков, преобразовался в людской традиции в образ Люцифера «несущего свет», «утренней звезды». Камень, который отвергли строители, сделался краеугольным камнем, на котором держится все сооружение, но это также Камень преткновения и противоречий, ведущих к падению. Изображение этого же камня, но уже ограненного, можно увидеть на барельефе на внешней стороне абсидиальной часовни со стороны улицы Клуатр-Нотр-Дам.
Безусловно, важен также орнамент пола соборов. Как правило, он был выложен плитками из обожженной глины, раскрашенными и покрытыми сверху свинцовой эмалью. Это искусство достигло в Средние Века достаточного совершенства, чтобы придать живость и разнообразие изображаемым сюжетам. Использовались также небольшие кубики разноцветного мрамора, в манере византийских мозаик. Наиболее частым изображением были лабиринты. Изображения этих лабиринтов еще сохранились в церквах Шартра, Санса, Реймса, Оксерра, Сен-Кентена, Пуатье, Байе. В церкви Амьена можно было увидеть большую плиту, инкрустированную слитками золота и золотым же полукругом, на котором был изображен восход солнца.
Позже золотое солнце было заменено медным, а еще позже бесследно исчезло и это. Лабиринт Шартра состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и их герметического смысла, к христианской архитектуре. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта.
Соборные лабиринты или лабиринты Соломона, являются, как пишет Марселен Бертло, кабалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные, запутанные линии. Таким образом, изображение лабиринта служило для алхимиков символом работы в рамках Делания, с ее двумя главными трудностями: пути к центру, где происходят борьба двух природ, и пути к выходу из лабиринта. Именно здесь и возникает необходимость нити Ариадны, без которой невозможно путешествие по этому лабиринту. Мы просто надеемся внести некоторую ясность в символическое значение этого известного мифа, основываясь на каббале.
Абсиды всех католических церквей повернуты к юго-востоку, фасады – к северо-западу, трансепты, составляющие плечи креста, направлены с северо-востока на юго-запад. Эта нигде не нарушаемая ориентация рассчитана таким образом, что люди, входящие в храм с Запада, идут к алтарю и при этом их лица обращены в сторону восходящего солнца, к Востоку, к Палестине, колыбели христианства. Они покидают мрак и идут к свету. В следствие этого расположения из трех орнаментов в виде мозаики, украшающих трансепты и главный вход, одна никогда не освещается солнцем. Это северная роза, она расположена на фасаде левого трансепта. Другая роза сверкает под лучами полуденного солнца. Это южная роза, расположенная на краю правого трансепта. Последняя освещается лучами заходящего солнца.
Эта большая роза на портале, своим размером и сиянием она превосходит боковые. Таким образом, на фронтонах готических соборов представлены все цвета Творчества, следующие в круговом процессе, идущим от тьмы, представленной отсутствием света и черным цветом, к законченности красного цвета. Проходя через белый, который представлен как средний между черным и красным. В Средние Века центральная роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо. Rota – это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. Постоянно поддерживаемый во время этой операции огонь, получил название огонь колеса (feu de roue).
Но, помимо теплоты, необходим еще один агент, тайный или философский огонь. Именно этот огонь, вызванный обычным теплом, и крутит колесо, производя различные алхимические реакции:
– Идя этим путем, тебе признаюсь я, смотря лишь на след моего колеса.
Везде тепло, чтоб было ровно, дай. Не падай лишь к земле и к небу не взлетай. Огонь небесный в вышине сожжет тебя, внизу же поглотит тебя земля. Но лучше посреди ты пребывай, И самый верный, самый гладкий путь узнай! Таким образом, роза изображает действие огня и его продолжительность, Поэтому средневековые ваятели стремились передать в форме розеток движение возбужденной огнем материи.
Это можно заметить на северном портале Шартрского собора, Сан-Генгу и соборе св. Антуана в Компьене. Преобладание в архитектуре XIV-ХV веков символов огня, что характерно для последнего периода средневекового искусства, дало название стилю этой эпохи – Пылающая готика.
Продолжение следует.
NOTRE-DAME DE PARIS. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
NOTRE-DAME DE PARIS. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА СИМВОЛЫ И РИТУАЛЫ
ТАЙНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТАЙНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ