Официальный сайт

НО СКАЖИ ТОЛЬКО СЛОВО

Толкование на Евангельские отрывки в неделю 4-ю по Пятидесятнице

Сегодня вместе с евангелистом Матфеем мы вспоминаем замечательную историю исцеления Господом слуги сотника, чья вера удивила Самого Христа.

Сотник – римский офицер – был язычником, то есть не принадлежал к избранному Богом народу, не исполнял Закон, данный Богом через пророка Моисея, не ожидал пришествия Мессии. И тем не менее было что-то такое невероятно искреннее в этом человеке, что удивило Господа. Это была такая сила веры и смирения перед милосердием и всемогуществом Спасителя, каких нельзя было даже предположить у язычника. Иудеи, которые знали наизусть Писания, где было предсказано пришествие Христа, не поверили, когда Он пришёл к ним, но ничего не смыслящий в богословии римский офицер, узнав о Нём, сразу открыл Ему своё сердце.

Сотник верит в Господа настолько, что, по своемунедостоинству, даже не хочет утруждать Учителя войти к нему в дом: «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Командующий центурией сотник имеет в подчинении сто солдат, и в своей простоте и искренности как бы говорит Господу: если я, простой офицер, отдаю приказы на расстоянии, и они исполняются, то Ты, Всемогущий, конечно, можешь только словом совершить любое чудо. «Мне кажется, – говорит святитель Иоанн Златоуст о сотнике, – он имел представление о воинствах небесных, или о том, что болезни, смерть и все прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины». И вот эта сила веры так поразила Господа, что Он поставил язычника в пример иудеям, которые шли за Ним.

Вера сотника дала Спасителю повод напомнить о том, что знание Истинного Бога с приходом на Землю Христа больше не принадлежит одному народу, но теперь Царство Небесное открыто любому человеку, не зависимо от его национальности и прошлого: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Нужно только, как римский сотник, довериться Богу и отдать Ему своё сердце.

Сегодня апостол Павел в своём послании к Римлянам говорит нам: «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22). «А цель наша есть чистота сердца, которую он справедливо называет святостью», – комментирует слова апостола преподобный Иоанн Кассиан. Та чистота сердца, что помогла римскому язычнику в плотнике из Назарета распознать Самого Бога. Та чистота, которой хочет Господь и от каждого из нас.

Обращаясь к крещёным христианам, апостол называет их «рабами праведности» (Рим. 6:18). Но что это значит – поработиться праведности? На этот вопрос отвечает священник Даниил Сысоев: «Это значит, что человек стал работать на праведность. Он в прямом смысле вынужден не ругаться, вынужден быть милостивым, кротким, чистым… Например, святые живут так, что им кажется это естественным, кажется, что жить иначе просто нельзя… Человек порабощается праведности, чистоте».

Освобождение в Господе от греха делает человека истинно свободным и даёт ему силы служить не своим страстям, а Богу. И если мы выбираем блаженное «рабство праведности» (Рим. 6:18) ради Христа и следуем ему до самого конца, то «дар Божий – жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23) мы ожидаем как единственно желанное завершение и продолжение нашей временной земной жизни.

 

Миссионерский центр Богоявленского собора

18 июля 2021
Яндекс.Метрика
loading