Официальный сайт

НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ

Дело молитвы, говорит Святитель Феофан Затворник, есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: век живи, век учись, то тем более оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва, и степени которой не имеют предела. Непрестанно молитесь, – призывал апостол Павел (1Фес.5. 17).

Действие молитвы у святых было признаком жизни духовной, – и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – живет тело. Прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух. Нет молитвы – нет жизни в духе.

Не всякое, однако, совершение молитвы или молитвословие есть молитва. Стать пред иконой – дома, или в храме – и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы. Читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу. Чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочие.

Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, такие и подобные им чувства наполняли душу нашу. Чтобы, когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем преобладало какое-либо чувство, к Богу устремленное. Когда есть такие чувства, молитвословие наше есть молитва. А когда нет, – оно не есть еще молитва. Кажется, что бы проще и естественнее для нас, как не молитва, или сердца к Богу устремление? А, между тем, оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и возбужденное укрепить, или, что то же, надо воспитать в себе дух молитвенный.

Первый к этому способ – читать или слушать молитвословие. Совершай как следует молитвословие, – и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, или войдешь в дух молитвенный. В молитвенниках наших помещены молитвы святых отцев – Ефрема Сирина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам. В молитвах их движется великая сила молитвенная, и кто всем вниманием и усердием приникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.

Чтобы молитвословие наше сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, надо так совершать его, чтобы и мысли и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его.

Три самых простых приема: не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления. Не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством. И не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям. Пусть молитвословие есть у нас самое обычное дело, но никак нельзя, чтоб оно не требовало подготовки.

Итак, приступая к молитвословию, утром или вечером, постой немного. Или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлеки ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь свое молитвенное к Нему обращение. И соответственное тому возбуди в душе настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление – благоговейно стать пред Богом – малое, но значительное.

Тут полагается начало молитвы. Доброе же начало – половина дела. Так установившись внутренне, стань затем пред иконою и, несколько положив поклонов, – начинай обычное молитвословие. Читай неспешно. Во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело чтения молитв, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи. Понимай, что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется. Эти два – понимай и чувствуй, исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие.

Продолжение следует.

 

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК И СИЛА МОЛИТВЫ

СИЛА МОЛИТВЫ

СИЛА МОЛИТВЫ СВЯТЫХ

СИЛА МОЛИТВЫ

ЕФРЕМ СИРИН. МОЛИТВЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

ЮРОДИВЫЕ. СИЛА ДУХОВНОГО РАЗУМА

ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. ПАРЯЩИЕ СИЛОЮ МОЛИТВЫ

ЮРОДИВЫЕ ХРИСТА РАДИ

ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА ПОКИДАЕТ КРЕМЛЬ

ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

МОЛИТВЫ БОГОРОДИЦЕ

О МОЛИТВЕ. ЛЕГКОСТЬ ДУШИ И ДУХОВНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ

ОТ ЮНОСТИ ДО СТАРОСТИ. НЕВЫНОСИМАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ

ФИЛЬМ “СОБОР”

26 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading