НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Понимать и чувствовать во время молитвы – самое важное, говорит Святитель Феофан Затворник. Читаешь, например: Очисти ны от всякия скверны – почувствуй скверность свою. Возжелай чистоты и взыщи ее от Господа, с упованием на Него.
Читаешь: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим – и в душе своей прости всем. И сердцем своим, все и всем простившим, проси себе у Господа прощения.
Читаешь: Да будет воля Твоя – и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Богу будет угодно. Если будешь так мыслить, чувствовать и поступать при всяком стихе твоей молитвы, то у тебя будет настоящее молитвословие. Чтобы успешнее совершать молитвословие надлежащим образом, делай вот что: имей молитвенное правило с благословения духовного твоего отца. Не большое, но такое, которое мог бы ты исполнять неспешно при обычном течении твоих дел.
Прежде чем молиться, вчитывайся, когда есть у тебя более свободное время, в молитвы, которые входят в твое правило. Пойми вполне каждое слово и прочувствуй его, чтобы тебе наперед знать, что и при каком слове должно быть у тебя на душе. А еще лучше, если положенные молитвы заучишь на память.
Когда сделаешь так, то во время молитвословия легко тебе будет понимать и чувствовать. Останется одно затруднение: мысль летучая все будет отбегать на другие предметы. Тут надо вот что: употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль будет отбегать.
Потом, когда во время молитвы мысль отбежит, – верни ее. Опять отбежит – опять вороти, и так всякий раз. Но всякий же раз, то что будет прочтено во время отбегания мысли и, следовательно, без понимания и чувства, не забывай прочитывать снова. Хотя бы мысль несколько раз отбегала на одном месте, читай его несколько раз, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно и не повторится, а если и повторится, то уже не в такой силе.
Но может случиться и то, что иное слово так сильно подействует на душу, что ей не захочется простираться в молитвословии далее. И хоть язык читает молитвы, а мысль все отбегает к тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае – остановись и не читай далее, а постой вниманием и чувством на том месте. Попитай душу свою им или теми помышлениями, которые оно будет производить, и не спеши отрывать себя от этого состояния. Если время не терпит, оставь лучше правило недоконченным, а этого состояния не разоряй. Оно, может быть, будет осенять тебя целый день, как Ангел-Хранитель.
Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться. И потому надо хранить такое состояние, ибо оно есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного.
Кончив свое молитвословие, не тотчас переходи к каким-либо занятиям, а тоже хоть немного постой и подумай, что это совершено тобою и к чему тебя это обязывает, стараясь, если дано тебе что восчувствовать во время молитвы, сохранить то и после молитвы.
Впрочем, если кто совершит свое молитвословие как должно, тот и сам не захочет тотчас озабочиваться внешними делами. Таково уж свойство молитвы! Что говорили предки наши, возвратясь из Царьграда: Кто вкусит сладкого, тот не захочет горького – то сбывается со всяким, кто хорошо помолится во время своего молитвословия.
Вкушение этой молитвенной сладости и есть цель молитвословия, и если молитвословие воспитывает дух молитвенный, то именно через это вкушение.
Продолжение следует.
БОГОМ ЯВЛЕННЫЙ – ФЕОФАН. ВОСХОЖДЕНИЕ К БОГУ
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1815-1894)
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. ПИСЬМА ЮНОЙ МОСКОВСКОЙ КРАСАВИЦЕ
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. О СОЗИДАНИИ ХРАМА И СИЛЕ ДОБРА
КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ И ОБ “УДЕРЖИВАЮЩЕМ”
К 200-ЛЕТИЮ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. СТАРЕЦ И ДУХОВНИК
ВСЯКОМУ ПРОСЯЩЕМУ ДАЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ВСЯКОМУ ПРОСЯЩЕМУ ДАЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
БЛЮДИТЕ УБО, КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ
ПРОВОЗВЕСТНИК КАРЫ БОЖИЕЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ