Официальный сайт

НЕЛЮБОВЬ ЗВЯГИНЦЕВА

26 ноября 2017 года  фильм «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева признан лучшим в рамках Недели российского кино в Лондоне. Там картина удостоилась еще двух наград, в том числе за лучший сценарий.

Мировая премьера фильма «Нелюбовь» прошла на Каннском фестивале и получила Приз жюри. Кроме того, она завоевала Гран-при на международном фестивале в Мюнхене и Гран-при Лондонского международного кинофестиваля.

Теперь Российский оскаровский комитет выдвинул «Нелюбовь» на соискании премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Каждый фильм, который был снят режиссером Звягинцевым, вызывал интерес и острые дискуссии. Так произошло и с новым фильмом.

Его тема – отсутствие любви – несомненно, актуальна. Выполнена картина, как и другие ленты талантливо и кинематографично. Поэтому, заслуживает профессионального разбора.

В недавней истории мирового кино были два похожие по теме фильма: «Антихрист» (2009) Ларса фон Триера и «Декалог» (1988) Кшиштофа Кисьлевского. И там и там гибнет ребенок, в смерти которого родители винят себя. Но картина Звягинцева заметно отличается от них.

У российского режиссера нелюбовь охватывает все стороны жизни. И независимо от того, что снята на отечественном материале, вызывает ощущение безысходности в глобальном масштабе.

Сюжет строится на отношениях в распавшейся семье. Родители разводятся, а маленький еще сын оказывается никому не нужным. Даже бабушке. И тогда принимается решение отдать его в детский дом – интернат.

Мальчик убегает из дома и пропадает. Начинаются его поиски.

В этом фильме важными оказываются детали, разбросанные по ленте. Несмотря на свою обыденность, они приобретают характер метафоры и добавляют метафизичность.

Когда отец, едет на машине на работу, то слышит новость о том, что губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко предлагает запретить пропаганду конца света. Это у всех на слуху. Но вслед за вопросом, можно ли отменить апокалипсис, возникает следующий – чем вызвано общее ощущение конца.

Герой работает в организации, торгующей православными товарами и услугами. Героиня фильма, рассказывает, что сотрудников на отдых отправляют в паломничество. Внешне соблюдаются нормы православной жизни. Но рабочее время заполняется раскладыванием пасьянса.

Все это узнаваемо. В Москве на Марксистской существует подобная организация. А в Донецке уже готов был проект храма-офиса с куполами на крыше.

В ресторане мы замечаем молодую женщину, которая охотно соглашается на встречу с незнакомцем, садится за стол с другим, а уходит с третьим.

По телевидению выступает известный телеведущий, который,  рассказывая о жестоких боях в Донбассе, жеманно жестикулирует.

Во время поисков мальчика в лесу появляется огромный радиотелескоп в войсковой части, который выглядит внеземным сооружением.

Вся атрибутика картины выглядит узнаваемо и реалистично. Но в контексте повествования становится абсурдной, потому, что не выполняет своего предназначения. И отношения сохраняют только форму, утрачивая суть. Это можно назвать атрофией души. Тело чувствует, мозг мыслит. А душа утратила способность любить и сочувствовать.

В Евангелии Христос предупреждал о последних временах:

– Когда умножится беззаконие, во многих охладеет любовь (Мф. 24.12). Ничто столько не противодействует любви, как грех, – объясняет Иоанн Златоуст.

Я разумею не только любовь к Богу, но и к ближнему. Так нельзя найти мира там, где злодеяние. Но всегда можно найти его там, где живут справедливо и добродетельно.

Соперники живут ли между собою мирно? Вовсе нет! На кого же прикажешь указать мне? Скупой со скупым никогда не могут иметь мирных отношений. Если бы они были справедливы и уступчивы и не оказывали несправедливости друг другу, то и не было бы этого рода людей.

Как два диких голодных зверя, за недостатком добычи, пожирают друг друга, так бывает в обществе людей скупых и злых. Таким образом, без добродетели не может быть мира.

Составим, если угодно, целое общество из людей любостяжательных. Пусть будут все они пользоваться равенством чести. Никто не будет их обижать, а они сами будут несправедливы друг к другу: может ли существовать такое общество? Вовсе нет!

Живут ли мирно любодейцы? Не найдешь и двух согласных между собою. И причина опять та же – охлаждение, а охлаждение любви – следствие умножения беззакония. Оно ведет к себялюбию, оно разрывает и рассекает тело, ослабляет и разрушает его.

Итак, если в нас есть добродетель, то любовь не погибнет, потому что добродетель от любви, а любовь от добродетели. Объясню – каким образом. Добродетельный человек не предпочитает денег дружбе. Он не помнит зла, не оказывает несправедливости ближнему. Не наносит ему обид и сам все переносит великодушно. Из этого состоит любовь.

Опять, кто любит, тот имеет все эти качества. Таким образом, одно созидается другим.

Отсюда видно, что любовь от добродетели, – на что и указывал Господь, когда говорил: когда умножится беззаконие, во многих охладеет любовь. А что добродетель от любви, об этом говорит апостол: любящий другого исполнил закон (Рим. 13.8).

Пророчество мы видим исполнившимся в фильме Звягинцева. Но в картине есть и еще одна важная особенность. Когда родителям показывают изуродованное тело мальчика, они не признают его.

Мало кто заметил причину. А она обыденна. Им не нужны неприятности, которые последуют за этим.

Весь изобразительный ряд фильма пронизан холодом. Не только отношения, но и застывшая природа и урбанизированный пейзаж. Это ни зима и не лето, ни весна или осень. Межсезонье.

Самое же важное даже не в картине, а в отношении к ней. Когда режиссера спросили о том, что произошло с мальчиком, он ответил: а это не имеет значения. Для него важен формальный результат – картина снята, она смотрится зрителем, получает награды. Но сопереживания тому, о чем рассказывается, нет. И это общая беда. Форма потеряла смысл. Остается содержание. Об этом предупреждал Спаситель:

– Если  же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф. 5.13). Если соль становится несоленой, духовность бездуховной, а святые – несвятыми, тогда появляются «Нелюбовь» и «Матильда». Тогда возникает ощущение конца.

 

Владимир Кремень

 

 

29 ноября 2017
Яндекс.Метрика
loading