Официальный сайт

НЕБЕСНАЯ ПЕДАГОГИКА ПРАЗДНИКА ВВЕДЕНИЯ

В церковной гимнографии есть замечательные слова: «Днесь Боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится…» Ими кратко передано богословское содержание произошедшего некогда события Священной истории, торжественно вспоминаемое Церковью ежегодно.

Словом «введение» обычно обозначается начало, предыстория чего-либо. Одновременно оно является очень важной, практически незаменимой частью целого. Без пролога мы не поймем ни литературного произведения, ни научного труда, ни законодательного акта. И такой смысл вполне согласуется с одноименным богородичным праздником. Это действительно преддверие чего-то большего, масштабного, колоссального – первые шаги грядущего спасения Богом человечества.

Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы внутренне связано с другим событием – Рождеством Христовым. Эта связь отражена в богослужении. «Днесь вводится в Дом Господень, благодать совводящи…» – говорится в одном из песнопений. С праздника Введения, именуемого еще Входом Богородицы, начинают петься рождественские ирмосы.

А митрополит Московский Филарет (Дроздов) отсылает нас к строкам из псалма царя Давида, красноречиво повествующим о Божией Матери: «вся слава Дщери (Дочери) Царевы внутрь; приведутся Царю девы вслед Ея» (Пс. 44:14-15). Мы будто сами восходим по огромным ступеням в древний и таинственный Дом Божий вместе с кротким трехлетним младенцем Марией, чтобы предстать пред лицом невидимого и непостижимого Творца.

Введение с полной уверенностью можно назвать праздником православной педагогики. Та, Которой уготовано быть земной Матерью Спасителя мира Богочеловека Иисуса Христа и самой стать живым храмом Божиим, с малых лет научается будущему служению. Согласно данному благочестивыми родителями обету, Она приводится ими в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Девочка не противится воле любимых отца и матери, научивших Ее доверять Промыслу Бога, не ропщет на судьбу, не страшится предстоящих трудов. Чистое сердце Отроковицы, еще в материнской утробе вкусившее благодать общения с Господом, с радостью принимает выпавшее Ей послушание, как благословение свыше.

Превысшая херувимов и серафимов являет нам пример доверия Богу и благой плод правильного воспитания чад. Во-первых, мы не должны ограничиваться в заботе о детях только «земным» гуманитарно-эстетическим образованием и обеспеченностью всем необходимым, но развивать их духовно-нравственно. Ведь Божия Матерь восприняла навыки духовной жизни от своих благочестивых родителей, праведных Иоакима и Анны. Во-вторых, не откладывать это на сознательный возраст, а приобщать к благодати так сказать «с пеленок».

Конечно, не нужно делать это «механически», «по традиции», но поясняя и питая душу гармонично – не перекармливая и не лишая духовной пищи надолго. Любому понятно, что самый лучший учитель здесь – личный пример. Дети берут его в первую очередь с родителей. Поэтому чем глубже и искреннее живете церковной жизнью вы, тем больше вероятности, что ваши «цветы жизни» привьются к ней крепче.

Введение во храм не было единичным актом для Приснодевы, но стало смыслом всей Ее жизни, она прошла под знаком вхождения под сень Бога. Войдя однажды в обитель Божества, Пресвятая Богородица желала там пребывать всегда, туда стремились Ее душа и тело. Туда же зовет теперь Преблагословенная и нас с вами.

Святитель Феофан Затворник указывает три духовные ступени, по которым Царица Небесная восходила к Богу. Первая ступень – отвержение греха и устремление к добродетели. Вторая ступень – обращение от внешнего доброделания к возбуждению и сохранению добрых чувств и расположений. И, наконец, третья ступень есть обращение от себя к Богу, стояние умом в сердце пред лицом Господа, вхождение внутрь духовной жизни, за завесу – новым и живым.

Последуем же усердно этим святым урокам Богородицы. По слову великого отца и учителя Церкви святителя Григория Паламы, «видя начавшееся чрез Нее спасение для нас, по силам воздадим Ей благодарением и восхвалением. Переселим и мы себя, братие, от земли на Небо; от плоти перенесем себя к духу; переместим нашу любовь от зыбких вещей на неизменные; презрим плотские наслаждения, являющиеся приманкой для душ и скоро проходящие; возжелаем духовных, благодатных дарований, как пребывающих невредимыми».

 

Илиодор Губертов, миссионер Богоявленского собора

08 декабря 2020
Яндекс.Метрика
loading