Официальный сайт

НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ НАУКА

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), память которого мы празднуем 11 июня был выдающимся пастырем и врачевателем душ и тел человеческих. С апреля 1946 года – архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор. Духовный писатель, доктор богословия. Лауреат Сталинской премии первой степени.

В 1954 году он написал книгу «Наука и религия», которая объясняет различие двух важнейших сфер познания жизни и души человека.

Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия. Поэтому постараемся дать точные определения обоих рассматриваемых нами понятий – и тогда сравним их. Наука – есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Вникнем в каждое из этих слов. Наука – это система, то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание. Оно достигается классификацией, то есть распределением однородных данных по группам и обобщениям – то есть установлением тех общих формул и законов, которым подчиняется природа.

Наука включает достигнутые знания, то есть еще не все, а только те, которые пока достигнуты. Научная деятельность движется, она есть процесс «созидания истины путем опыта и умозрения». Этот процесс в науке есть нечто динамическое, становящееся: оно проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, которые потом могут оказаться и ложными. И только знания, то есть подлинные отражения действительности, – составляют установленное, статическое содержание науки, знания, то есть доказанные, общеобязательные, общепризнанные, объективные суждения, оправданные и логически, и эмпирически, и умозрением, и опытом.

Это знания о явлениях, то есть проявлениях жизни, природы, но не о ее сущностях – феноменах, а не ноуменах. О мире, как мы его видим, созерцаем, но не о мире, как он есть сам по себе, по существу. Явления – это то, что явно для наших пяти органов ощущений (как принято считать, хотя их и больше), для нашей пятичувствительной логики, во всеоружии технических усилений наших познавательных органов в виде микроскопа, телескопа и других научных инструментов. Таким образом, область точной науки ограничена так же, как ограничены и органы научного познания в своей познавательной способности.

Но человек хочет и должен знать и то, что за пределами науки, то, что еще ею не достигнуто и, по самой природе своей, лежит за ее пределами. Так, например, психология – есть наука о душевных явлениях. Мы же хотим знать больше, хотим знать душу, потому что жизнь вся есть – встречи и взаимодействия человеческих душ, а душа есть сам человек. Странно было бы утверждать, что наука знает или может знать все бытие.

– Много есть на свете, друг Горацио, о чем и не снилось нашим мудрецам, – говорит Гамлет у Шекспира. А между тем мы и это запредельное хотим постигнуть, хотим разрешить те вопросы, которыми так полна душа юноши у Гейне:

– Что тайна от века? И в чем существо человека? Откуда приходит, куда он идет? И кто там, вверху, за звездами? Знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция все более (в последнее время) занимает внимание философии. Ею мы живем гораздо больше, чем предполагаем. Она-то ведет нас в другую, высшую область духа, – то есть в религию.

Продолжение следует.

 

НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

ВРАТА ИСТИНЫ

УЧЕНЫЕ И РЕЛИГИЯ

СМЕРТЬ ВОЛЬТЕРА

КРАСОТА ДУШИ

ТАЙНА ТВОРЕНИЯ. ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ РЕЧЬ

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. О БОЖЕСТВЕННОМ СВЕТЕ

ТАЙНЫ ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СНАМ

СТРАННЫЕ ЖЕРТВЫ МОЛНИИ

10 июня 2020
Яндекс.Метрика
loading