МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ
В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как однажды Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей. И говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Такова сила слова Господа! Одного слова Его достаточно было, чтобы сборщик налогов, человек, как и все подобные, зажиточный, тотчас оставил все и последовал за Господом, не имевшим, где подклонить голову (Мф.9. 9-13).
Матфей не усомнился, не стал колебаться, но тотчас повиновался, как поступили и рыбаки. Сразу бросил все накопленные им неправедные богатства и пошел за Господом.
И когда Иисус возлежал в доме Матфея, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев это, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
Матфей тотчас по призвании своем решился угостить Учителя и Господа.
В великой радости по случаю посещения Христова, Матфей созвал мытарей – друзей своих. И Христос, для пользы их, ел вместе с ними, хотя за это и порицали Его. Так фарисеи, желая отвлечь от Него учеников, осуждали такое общение в пище с мытарями,- говорит блаженный Феофилакт Болгарский.
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Вы, фарисеи считаете, себя здоровыми духовно; что же для вас странного, что Я не к вам обращаюсь? Вы не чувствуете нужды во Мне как в Спасителе, и Я не навязываю нам Своей спасающей благодати. Они же желают спасения, и Я их спасу. Я и пришел ныне как Врач, а не как Судия, поэтому терплю и смрад греховный.
– Смотри – говорит святой Златоуст, как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они поставляют Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное бесчисленных похвал.
Он как бы так говорит: за что вы обвиняете Меня? За то ли, что Я исправляю грешников? Но, обвиняя в этом Меня, вы обвиняете Отца Моего, ибо такова Его святая воля. Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют закон и пророков, научитесь, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию:
– Милости хочу, а не жертвы (Ос.6. 6). Научитесь, что значит милость, особенно духовная. Познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия сами по себе – лучшая жертва Богу, о которой воспомянется на Страшном суде Божием более всяких жертв. Я же не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Я пришел призвать не вас, оправдывающих самих себя, тогда как нет ни одного человека праведного. Я пришел призвать грешников, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они изменились и соделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно. Потому что ваше сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению.
Какое грозное предостережение дает Господь и нам всем в этом ответе фарисеям! Оглянемся: и в нас, нет ли фарисейского пренебрежения к немощам ближнего. И в нас, не таится ли это самообольстительное: Не такой я как прочие прочий люди. Я еще не такой отчаянный грешник, как вот этот человек? Если есть хоть тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас далече Царствие Божие, Христом возвещенное.
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И БИЗНЕС