МИЛОСТЬ – ВЫШЕ ЗАКОНА
Толкование на литургическое чтение в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
Однажды Господь увидел в синагоге женщину, которая восемнадцать лет была скорчена и не могла выпрямиться. Подозвав её, Христос сказал: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил именно в субботу, сказал народу: «есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите сюда исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:10-17).
Формально тот человек был прав. Ведь в четвертой из десяти заповедей Ветхого Завета говорится: «День седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:10).
Однако, истинный смысл этих слов гораздо глубже. Воздержание от мирской суеты очищает наши чувства и разум, готовит их к высокой цели. Всякий чтущий Господа, призван в исполнении этой заповеди восходить от ее конца к самым первым словам: «Господу, Богу твоему». Иначе говоря, истинно верующий должен стремиться в букве Закона Божия постигать сам дух жизни во Христе. Не сводить духовную жизнь к торгу, сколько ты должен Богу, а сколько Он тебе. Если ты всем сердцем, всей мыслью и всей душой хочешь радовать Отца Небесного, то старайся слышать и исполнять Его святую волю.
Бог есть Любовь, Он хочет и нас научить любви и творить дела любви. А любовь не сводима к начётничеству и буквоедству. По меткому выражению епископа Николая Сербского «на могиле любви вырастает справедливость». Сухое исполнение заповедей несет вред душе мнимого праведника. Вместо великодушия им проявляется эгоизм, от чего страдают окружающие.
Суеверная ревность законника была сразу обличена Спасителем. Он указал ему на случаи, когда элементарное сострадание к животным вынуждает нарушать субботний покой. Если же забота о бессловесных не вменяется в преступление, то может ли оскорбить святость праздника милосердие к бедствующему человеку? Напротив, не этими ли святыми делами наиболее чтится день Господень? Не таким ли образом мы прославляем Творца?
Вот что говорит святитель Амвросий Медиоланский, толкуя заповедь о субботе: «Бог упокоился от творения мира, но не от дел почил Он, потому что действие Его вечно и непрестанно, как говорит Сын: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5:17), – чтобы мы по подобию Божьему прекращали наши мирские дела, а не дела богопочитания». Таким образом, творить дела милосердия в праздники – не грех, а спасение.
Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора