Официальный сайт

МИЛОСЕРДИЕ

– Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей (Мф.25. 31). Спаситель говорит о Втором Своем Пришествии, чтобы слышащие устрашались и исправлялись. Славой Своей называет ту, которая прилична Ему, как Богу, потому что первое Пришествие Его было в бесславии. Сядет, как Судия, престол славы, т.е. престол славный, царский.

– И соберутся пред Ним все народы (Мф.25. 32). После того как воскреснут из мертвых. А об их воскресении уже говорил в разных местах.

– И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25. 32). Теперь они все вместе, а тогда тщательно будут разделены. Речь здесь об одних только христианах, что будет ясно ниже.

– И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф.25. 33).

С овцами сравниваются праведники по своей кротости, покорности и плодовитости относительно добродетелей, как овцы – относительно молока и шерсти. А с козлами сравниваются грешники по своей дикости, непокорности и бесплодия, можно еще присоединить, что по причине зловония греха, а также нежелания ходить прямым путем, старания уклониться от него и ходить по стремнинам.

Конечно, животные эти всё, что имеют, имеют от природы, а праведники и грешники – по свободной воле. Поэтому одни из них награждаются, а другие наказываются. Разделяет их, не нуждаясь в свидетелях, потому что Сам Он и Свидетель, и Судья.

– Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25. 34). О, желанный голос! О, несказанная честь! Благословенные Отца Моего, т.е. прославленные, избранные. Не сказал: приимите, но – наследуйте, как отеческое, как должное, как уготованное вам от создания мира. Прежде чем появились люди, оно уже было уготовано праведникам, так как Бог знает будущее. Далее высказывает и причину столь важной награды.

– Взалкал Я, и вы дали Мне есть. Жаждал, и вы напоили Меня. Был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня. Был болен, и вы посетили Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.25. 35-36). Отсюда видно, что Он говорит к одним только христианам, у которых были Его евангельские заповеди. А к неверующим тогда вовсе не будет говорить: все они тогда сами себя осудят. Поэтому говорится: Не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1. 5). Т.е. не воскреснут для суда, а для наказания. И раньше Иисус Христос ясно показал, что когда явится на небе знамение Сына Человеческого, тогда восплачут вся колена земная, чувствуя осуждение в одной своей совести (Мф.24. 30).

Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание. Но не потому делает это, что остальные добрые дела праведников и преступления грешников оставит без испытания, – так как Он испытает все дела, слова и помышления каждого, как и Сам Он открывал часто в Своем учении, и мы знаем из многих мест Божественного Писания. И так-как за добрые дела Он наградит, а за худые – накажет. Но говорит здесь об одной только любви к ближним, желая подтвердить, что Он по преимуществу ее ищет и за нее наиболее взыщет, так как она наиболее необходима христианам.

Отличительный признак каждого христианина есть любовь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин.13. 35). А главнейшее в ней, как говорит Григорий Богослов, это любовь к бедным, милосердие и сострадание к ближним. Ничем другим, говорит он, так не почитается Бог, как милосердием, и ничем другим, как только человеколюбием, воздается человеколюбивому. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии.

Самая справедливая награда для немилосердных – немилосердие, а для милосердых – милосердие. Будучи Сам милосердным – воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем.

По Толкованию Евфимия Зигабена. Продолжение следует.

 

МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ

БЛАГОДАТЬ МИРА И ИСТРЕБЛЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦЕВ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ХРИСТИАНСТВО И БИЗНЕС

ВИДИМОСТЬ БЛАГОЧЕСТИЯ. БЕСПЛОДНАЯ СМОКОВНИЦА

ДУША ПЕРЕД ВЕЧНОСТЬЮ

ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ!

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ БОГАТСТВО

РЕЛИГИЯ БОГАТСТВА

 

02 июля 2019
Яндекс.Метрика
loading