Официальный сайт

МЕЖДУ ХАОСОМ И ТИРАНИЕЙ. ЭКСПРЕССИОНИЗМ В КИНО

В начале XX века, на заре развития кинематографа, в искусстве появилось направление, которое во многом определило не только эстетику киноискусства, но и психологию масс.

Экспрессионизм, как явление зародился в живописи, и поэзии еще в конце XIX века. Но уже в 1920-х годах он стал определяющим в киноискусстве Германии. Экспрессионизм довел до предела выразительность экранных средств. Его влияние мы можем проследить в кино до наших дней.

Одним из самых ярких произведений этого направления стал малоизвестный у нас фильм «Фауст» режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау, снятый в 1926 году.

Faust_iezuit

Сюжет картины строился на немецкой средневековой легенде. В начале картины демон Мефистофель предлагает Богу пари, что сумеет соблазнить одного из самых достойных людей. Старый ученый Фауст, изучивший все науки, столкнулся с полным своим бессилием перед охватившей страну чумой.

Проповедник иезуит на площади говорит, что спасутся только те, кто будет молиться рядом с ним. Но тут же падает, сраженный болезнью.

Фауст готов на все, чтобы помочь людям. Тут ему и является Мефистофель. Он обещает пособить в благородном деле исцелений. Если только ученый подпишет с ним контракт. Тот соглашается. И действительно исцеляет людей, как нынешние экстрасенсы.

Faust7

Но происходит случай, когда Фауст ничего не может сделать. В руках у умирающей женщины он видит Распятие. Даже приблизиться к больной Фауст не может. Она умирает. А люди понимают, что дело здесь нечисто.

Расстроенный герой хочет уже отказаться от договора с диаволом. Но тот предлагает новую приманку. Обещает вернуть ему молодость и подарить любовь красавицы. Ученый поддается и получает обещанное. Но ему этого мало. Фаусту нужна любовь чистой девушки – Гретхен.

Гретхен живет с матерью и ходит в церковь. Но юность ожидает любви.

Faust12

Тайно проникает к ним в дом Мефистофель и подсовывает золотое ожерелье.

Девушка поддается очарованию вернувшего себе молодость Фауста. Ей кажется, что впереди счастливая жизнь с возлюбленным.

Но демон рассказывает брату Гретхен, о том, что ее соблазнили. Во время схватки брата с Фаустом демон коварно убивает брата. Мать Гретхен умирает, а Мефистофель кричит на весь город, что совершено убийство. Люди сбегаются к дому Гретхен, и умирающий брат указывает на нее, как на виновницу своего убийства и смерти матери.

Faust15

Гретхен собираются сжечь на костре. И здесь Фридрих Мурнау использует одно из самых сильных своих открытий в кино. Гретхен, в ужасе кричит на костре. И ее летящий крик, снятый сверхкрупным планом с наездом, на фоне двойной экспозиции, производит потрясающее впечатление.

Фауст погибает у ног Гретхен на костре. Их души предстают перед Архангелом Михаилом. Демон требует их себе за преступления. Но Архангел отгоняет его огненным мечем. Он заявляет, что есть слово, которое побеждает все грехи – Любовь!

Faust14

Несмотря на успокаивающий финал, от фильма «Фауст» сохраняется, так же как от других экспрессионистских картин тягостное впечатление.

Человек бессилен перед злом, охватившим мир. Хаос распространяется на все явления жизни. И единственный выход из него, как понимает зритель – это Личность способная навести порядок. Такой личностью становится тиран. Властитель, действующий на людей тем же ужасом.

Так и случилось в Германии. Гитлер навел порядок. Но при этом уничтожил миллионы людей.

В центре внимания кино экспрессионизма – герой, потерявший ориентацию в окружающем мире. В фильмах кинорежиссеров, воплотивших идеи этого направления, мир представал фантастически искаженным. Лишенным естественных очертаний. В деформации предмета экспрессионисты видели средство повышения его выразительности.

Faust8

Актеры, отвергая реальный психологизм, утрировали жесты и мимику. Создаваемые ими образы, становились своеобразными масками зловещих мистических существ. Герои картин – робот-гомункулус, Голем, вампир, сомнамбула-убийца.

Съемки большинства фильмов проходили в павильонах, где выстраивались самые фантасмагорические декорации, стремящиеся передать замысел режиссера.

Пластическая выразительность экспрессионистских фильмов, мастерство создания насыщенного экранного пространства светом и тенью оказали огромное влияние на развитие кинематографа.

Под влиянием экспрессионизма появились такие направления в кино, как сюрреализм и фильмы ужасов.

Faust21

Современный человек тоже живет в эпоху хаоса. Привычные идеалы разрушены, а истинные не утвердились в сознании масс. К этим процессам приложили свою руку, так же как при возникновении экспрессионизма в 1920-х годах и деятели культуры. Об этом писал в своей знаменитой книге «Психологическая история немецкого кино» Зигфрид Кракауэр.

Так что когда мы видим, изощренные, пропитанные крайним пессимизмом современные картины Ларса фон Триера, А. Звягинцева, А. Балабанова, А. Сокурова и многих других, то понимаем, что это отзвуки того самого направления, которое появилось в начале XX века.

Приведет это к плачевному результату. Но уже не просто к тирании в отдельной стране, а во всем мире – к царству антихриста.

 

Владимир Кремень

23 октября 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading