ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Иоанн Златоуст, объясняя, что такое истинное предвидение говорит, что если люди остаются без всякого изменения к лучшему, то пророчество исполняется.
Те же пророчества, которые даются лжепророками, в некоторых случаях явившись согласными с событиями, оказались большей частью ошибочными.
Кроме того, псевдопророчества требуют особых предметов, мест, времен и денег. А Бог свободен от этого.
Таково божественное и дьявольское пророчества.
Естественное предчувствие свойственно даже бессловесным существам. Ласточки предчувствуют наступление весны, журавли – осени, муравьи – зимы. Ежам и оленям природа вложила такое же чувство.
Искусственное пророчество – у врачей, советников и кормчих. Одни предсказывают болезни, другие – прекращение их. Одни – изменение ветров, другие путем соображений – будущие перемены в человеческих обществах. Есть общее и народное знание будущего. Например, то, что через три месяца наступает зима, так как все заранее знают времена года.
Нет поэтому ничего великого в том, что и демоны имеют предвидение будущего, если и муравьи предчувствуют годовые перемены и есть люди, способные предугадывать будущее. Хотя и не так, чтобы знать совершенно или все.
Когда диавол предсказал в раю, что человек узнает доброе и лукавое, то так и произошло. И когда Валаам сказал: поставь блудниц, и чрез них предастся Израиль, то так и было.
Это гадание, а лучше – предсказания, не представляющие ничего невероятного.
Истинные пророчества Христовы: что Евангелие будет проповедано (Мф. 24.14). И, что не останется камня на камне в Иерусалиме (Мф. 24.2).
О блаженном пророке Иеремии говорят, что книгу его нужно читать прежде других пророков, как более ясную.
И неудивительно, что из пророков одни неясны, а другие более ясны, когда в одной и той же книге божественного Писания есть неясное и ясное.
Когда и в сочинении одного писателя одно изложено так, а другое иначе, как это видим в Псалмах, апостольских Посланиях и словах Господа.
А вообще неясность происходит или от свойства предметов, необычных для слуха, каково сооружение скинии, и приготовление храма у Иезекииля. Или от слушателей, не имеющих надлежащего разумения.
Поэтому говорил Господь притчами, как намеренно неясными (Лк. 8.10).
Происходит неясность и от свойства говорящего, имеющего наклонность к такому изложению.
И пророкам Дух внушал только мысли, а не слова, затем они выражали эти мысли в свойственной им форме речи.
Потому что Дух Святой пользовался пророками не как подчиненными существами, как – демоны при своих внушениях.
Он хотел, чтобы понимали то, что говорят и говорили с участием их разума.
– Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам (Ам. 3.7).
Продолжение следует