ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. АГГЕЙ

Святой пророк Аггей был десятым из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии за 500 лет до Рождества Христова. После возвращения иудеев из вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит Слову Безначальному в последних временах явиться.
Главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее усердие иудеев охладело. Они устремили всю свою деятельность на обогащение, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий. Представляли они и иные предлоги для оправдания своей беспечности. И вот в это время посылает Господь к Иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами. А также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии Второго храма перед Первым.
Пророк Аггей возбуждает иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения о доме Божием и указанием безуспешности от этого в делах их, бесплодия земли и других наказаний Божиих.
И еще было слово Господне к пророку: Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого.
Был Аггей мужем, совершенным в добродетели. И, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский – значит Праздник или Празднующий.
Святитель Кирилл Александрийский оставил толкование на книгу Пророка Аггея. Речь пророка, говорит он, имеет смешанный характер. И к событиям и речам историческим присоединено таинственное, внутреннее и духовное созерцание.
Устами пророка Господь как бы свидетельство некое дает о том, что Израиль нечестиво пренебрегал наиболее полезным для него и к славе Божией относящимся предметам. Прикрывая, как это думали они про себя, благовидными отговорками свою вину, говорят, что еще не настало время для построения храма Господня. Хотя для желания действовать справедливо и благочестиво конечно всегда есть время. И добрые и справедливые люди всегда имеют возможность совершать дела во славу Божию.
Но когда как бы удалено с пути то, что считается препятствием и противодействием, тогда никакие возможные отговорки без сомнения уже не извинят отсрочки, но послужат уже обвинением в косности и крайней бездеятельности. То же сказано и устами Давида:
– Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие (Пс.140. 4).
Продолжение следует.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИЕРЕМИЯ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ