Официальный сайт

КРЕСТ. СОБЛАЗН, БЕЗУМИЕ ИЛИ СПАСЕНИЕ

В день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня мы вспоминаем и о преставлении великого Отца Церкви Святителя Иоанна Златоуста. Вот что писал он о Кресте Господнем: для кого-то Крест соблазн или безумие, а для кого-то спасение.

– Сколько было людей, которые соблазнились у самого Креста общего всем нам Господа и, сделавшись более злыми и дерзкими, проходя, издевались над Ним, говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста и уверуем в Него ( Мф.27. 40, 42).

И однако они не имели себе извинения в Кресте, потому что во всем этом их обвиняет разбойник. И он также видел, как распинали Христа, и не только не соблазнился, но и получил отсюда больше повода для любомудрия. И, победив все человеческое и вознесшись на крыльях веры, любомудрствовал о будущем. Видя Христа оскорбляемым, бичуемым, осмеиваемым, пьющим желчь, биенным, отвергаемым народом, осужденным на судилище, присужденным к смерти, он ничем этим не смутился. Но, видя Крест и вбиваемые гвозди, видя все издевательства, совершаемые развращенным народом, сам он пошел прямым путем, говоря: Помяни меня Господи во царствии твоем (Лк.23. 42).

И этим он заставил смолкнуть обвинителя, исповедывал собственные грехи и любомудрствовал о воскресении, хотя не видел, ни как мертвые воскресали, ни как прокаженные очищались, ни как утишалось море, изгонялись демоны, умножались хлебы, ни всего того, что видел народ иудейский, и несмотря на все это, распял Христа. Видя Христа уничиженным, он исповедывал в нем Бога, вспомнил о царствии и размышлял о будущем.

А они, видев, как Христос совершал чудеса, наслаждаясь учением Его и через слова и через дела, не только не получили пользы, но и поверглись в крайнюю бездну погибели, вознеся Его на крест.

Видишь ли, что неразумные и негодные не получают пользы даже и от добра. Благоразумные же и бдительные получают величайшую пользу и от того, чем соблазняются другие.

А Крест Христов, искупивший вселенную, рассеявший заблуждение, землю превративший в небо, рассекший узы смерти, сделавший ад ненужным, разрушивший твердыню диавола, закрывший уста демонам, обративший людей в ангелов, разрушивший жертвенники и ниспровергший капища, насадивший на земле новое и необычайное любомудрие, произведший бесчисленные блага, страшные, великие и возвышенные, – разве он не был соблазном для многих?

Разве Павел не взывает ежедневно, говоря и не стыдясь: А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор. 1. 23). Но что же, скажи мне, неужели не нужно было являться Христу, не нужно было приносить эту страшную жертву? Неужели не нужно было совершать этих спасительных дел – потому только, что это было соблазном для погибающих, и тогда, и после того, и на все времена? Кто настолько безумен, кто настолько нелеп, чтобы говорить это?

Здесь нужно иметь в виду не соблазняющихся, сколько бы их ни было, а спасенных, исправленных и наслаждающихся любомудрием. И не нужно говорить что-либо о соблазняющихся, потому что они должны приписывать это самим себе. Так то же самое и теперь.

Соблазн произошел не от природы самого Креста, а по причине самих соблазняющихся. Потому и говорит нам апостол Павел: Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1Кор.1.24).

Ведь и солнце причиняет вред больным глазам, но что же отсюда? Неужели не должно быть солнцу? Мед кажется горьким для больных. Что же, неужели и его надо удалить? Не были ли сами апостолы для одних запахом смертоносным на смерть, а для других запахом жизни на жизнь (2Кор. 2.16)?  

Равным образом, ввиду погибающих, разве не должно живым наслаждаться таким попечением? Самое пришествие Христа, наше спасение, источник благ, жизнь, бесчисленные благодеяния, скольких людей обременяли они, скольких лишили извинения и снисхождения? Не слышишь ли, что говорит Христос об иудеях:

– Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин. 15.22). Что же? Так как после Христова пришествия грех их сделался неизвинительным, так неужели из-за этих злых Он не должен был приходить ради тех, которые сумели воспользоваться благом? Кто бы сказал это? Конечно никто, кроме крайне неразумных. А сколько людей, скажи мне, соблазнились вследствие самых Писаний? Сколько ересей возникло под предлогом их? Так неужели следовало бы уничтожить Писания ради соблазнившихся? Или не следовало бы давать их с самого начала? Отнюдь нет! Но всем следовало давать ради тех, которые могли получить от них пользу.

 

ИОАНН ЗЛАТОУСТ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СВЯТИТЕЛЬ  ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ИРОДИАДА ВСЕ ЕЩЕ ПЛЯШЕТ

О ПЬЯНСТВЕ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. КОРАБЛЬ ЦЕРКВИ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. СОВЕТ ОПЕЧАЛЕННОМУ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕНИИ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕНИИ ПСАЛМОВ

ПЕНИЕ ДУХОВНОЕ

ЗЛАЯ ЖЕНА И ДОМАШНЯЯ ВРАЖДА

ЗАБВЕНИЕ БОГОМ

СИЛА СМИРЕНИЯ

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

 

 

 

29 сентября 2019
Яндекс.Метрика
loading