Официальный сайт

КОРНИ ГРЕХА

Святитель Феофан Затворник говорит: действуй против греха вообще, но особенно против коренных его возбудителей. Когда все мятется в душе, и помыслы, как привидения какие, стоят и объемлют душу, со всех сторон устремляя стрелы в самое сердце, – нетрудно заметить главных, так сказать, поджигателей зла. За множеством частных воителей стоят там, позади, воители главные. Они отдают приказания, заведуют всеми распоряжениями, всем ходом войны. Это и есть коренные возбудители греха.

На них и надо устремить все внимание. Против них прямо вооружиться, их побороть и уничтожить. Когда они будут побеждены, мелкие воители рассеются сами собою. Какие же главные возбудители греха и главные воители в защиту его? На это указал Спаситель, когда призвал идти вслед за Собой (Мк. 8, 34–38).

Кто хочет идти за мной, говорил Он, да отвержется себя. Отвратится от себя, сочтет себя будто чужим для себя, не стоящим внимания и сочувствия, за которого стоять не стоит.

Это предполагает, что в сердце грехолюбивом постоянно живет и преобладает противоположное расположение – саможаление, как оно и бывает на самом деле.

Человек-грешник обходится с собою, как мать с нежно любимым детищем. Жаль в чем-нибудь отказать себе, в чем-нибудь поперечить. Не может одолеть себя, чтобы в чем-нибудь поднять на себя руку. Далее Спаситель обязывает отказаться от всего, что в мире, для спасения души:

– Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8.36). Мир есть совокупность вещей вне нас: видимое, осязаемое, чувственное.

Следовательно, приведенное обязательство предполагает в сердце человека склонность к вещественному. Пристрастие к осязаемому. Некая страсть питать себя и услаждать – только видимым, чувственным. И действительно, в грехолюбце преобладает чувственность: не имеет он вкуса к невидимому и духовному. А все чувственное так известно и так переиспытано.

Потом внушает Господь, чтобы не стыдились Его в роде сем прелюбодейном и грешном. Это заставляет предполагать в грехолюбивом сердце стыд людей в ущерб добру и правде. Так оно и есть. Живет обычно человек этой ненарушимостью заведенного вокруг порядка или установившихся отношений. Оттого робеет поколебать их. И для поддержания их готов бывает скорее покривить душою, нежели сделать кому-либо что наперекор. Не уважить, войти в неприятности. Это – человекоугодие.

Что скажут и как быть, если придется разорвать связи? Должно быть, это самая чувствительная уза греха, если для того, чтобы разорвать ее, Он угрожает за такой стыд пристыжением на всеобщем суде.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мк. 8.38). Это заключительное обращение к веку грядущему указывает в грехолюбивом сердце отсутствие чувства будущей жизни. Заставляет предполагать, что той жизни для него будто нет, а оно все погружено в жизнь настоящую. Так это и есть. Живет обычно человек на земле, будто тут вечно жить, а о будущем забывает. Знает счастье только земное, и все цели сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и мысли нет.

Итак, саможаление, чувственность, человекоугодие и приземленность (что только и жизни, что на земле) характерные черты грехолюбивого сердца. Следовательно, и коренные возбудители греха и главные за него воители.

Самим нам, грешным, и не открыть бы их, и если бы не указал их Спаситель, конечно, мы и не знали бы их. Теперь же, когда они открыты, видно, что так, кажется, и быть должно. Человек, отпадший от Бога, обратился к себе – и наказан саможалением: это выходит из главного свойства грехопадения.

Падший человек расстроился в себе, из духа ниспал в плоть – и томится в чувственности. Главное поприще, на котором раскрывается и свирепствует грех – это общество людей грешащих. С такими порядками и соотношениями между ними, которые питают и поддерживают грех.

Когда во всех таких обычаях греха все идет благополучно – вот и счастье. Но так-как такого рода течение дел может быть только в этом веке, будущий же век требует совсем иного, то о нем и помышления нет. Оно не вмещается в голове и тем более не находит сочувствия в сердце.

 

Продолжение следует.

 

КОРЕНЬ ВСЯКОГО ЗЛА

ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

17 апреля 2018
Яндекс.Метрика
loading