КАК УПОДОБИТЬСЯ БОГУ
Сам Христос, – говорит Преподобный Исаак Сирин, – по любви Своей к нам, послушен был Отцу Своему в том, чтобы с радостью принять на Себя поругание и печаль, как говорит Писание:
– Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрег посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр.12. 2).
Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал:
– Сие есть тело Мое, которое за вас предается. И: Сия есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26. 28).
И еще говорит: И за них Я посвящаю Себя. (Ин.17. 19).
Так достигают сего совершенства и все святые, когда становятся совершенными и уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия ко всем.
И домогаются святые сего признака – уподобиться Богу совершенством в любви к ближнему. Так поступали и отцы наши, иноки, когда для этого совершенства всегда принимали в себя уподобление, исполненное жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Говорят, что блаженный Антоний Великий никогда не решался сделать что-либо, полезное более для него самого, нежели для ближнего. В том уповании, что выгода его ближнего – наилучшее для него делание.
Рассказывают также об авве Агафоне, будто бы сказал он: Желал бы я найти прокаженного и взять у него тело его, а ему дать свое. Видишь ли, совершенную любовь? И также относительно того, что у него было вовне, он не мог утерпеть, чтобы не упокоить тем ближнего своего.
И еще: был у него ножичек. Брат, придя к нему, пожелал его иметь. И авва Агафон не дал ему выйти из келлии своей без этого ножичка.
Таково и прочее, написанное о подобных мужах. Но к чему я говорю это? Многие из них ради ближнего предавали тела свои зверям, мечу и огню. Никто не может взойти на степень этой любви, если не ощутит он втайне надежды своей на будущую жизнь. И не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир сей.
Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога. А тому, кто стяжал Бога, необходимо не только не соглашаться на приобретение с Ним чего-либо иного, но и совлечься тела своего.
Если же любовью к миру облечется кто в этот мир и в эту жизнь, то не облечется он в Бога, пока не оставит сего.
Ибо Сам Бог засвидетельствовал сие, говоря:
– Если кто не оставит всего и не возненавидит душу свою, не может быть моим учеником (Лк.14. 26).
Должно не только оставить, но и возненавидеть это. А если кто не может быть учеником Господним, то как Господь будет обитать в нем?
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (300-391). О ПРЕТЕРПЕНИИ ОСКОРБЛЕНИИЙ И СИЛЕ ДОБРОГО СЛОВА