КАК ПОБЕЖДАЮТСЯ ПОРОКИ
Святой старец, живший в египетской пустыне Фиваиде блаженный Херемон говорил: три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков. Страх будущего мучения в геенне или боязнь нынешней строгости законов. Надежда и желание получить Царство Небесное. И наконец расположение и любовь к самой добродетели.
Что страх гнушается скверны зла, о том говорится в Притчах: Страх Господень – ненавидеть зло (Притч.8. 13).
Надежда также удерживает от увлечения пороками. Ибо сказано: Никто из уповающих на Него не погибнет (Пс.33. 23).
Любовь также не боится падения греховного. Ибо любовь, сказано, никогда не перестает (1Кор.13. 8). И в другом месте: Любовь покрывает множество грехов (1Пет.4. 8).
Потому-то святой апостол Павел все дело спасения заключил в исполнении трех этих добродетелей.
– А теперь пребывают, – говорит он, – сии три: вера, надежда, любовь (1Кор.13. 13).
Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков. Надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия.
Любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь к Христу и к преуспеванию в духовных добродетелях, побуждает с совершенной ненавистью отвращаться всего, что противно им.
Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу, т. е. побуждают воздерживаться от всего запрещенного, но степенями своего превосходства сильно различаются между собою.
Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним. Третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие.
Ибо один Бог творит все благое не из побуждений какого-либо страха или воздаяния, но по одной Своей благости.
– Все сделал Господь ради Себя, – говорит Соломон (Притч.16. 4). Т.е. ради благости Своей.
Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных. Поскольку не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная и по природе Своей неизменяемая благость.
Продолжение следует.
НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ
О МОЛИТВЕ. ЛЕГКОСТЬ ДУШИ И ДУХОВНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ
ЖИТЕЙСКИЕ ЗАБОТЫ. МАРФА И МАРИЯ – БОРЬБА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК И СИЛА МОЛИТВЫ
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. ПАРЯЩИЕ СИЛОЮ МОЛИТВЫ
ЕФРЕМ СИРИН. МОЛИТВЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
ЕФРЕМ СИРИН. МОЛИТВЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. БЕССИЛИЕ РАЗУМА