Официальный сайт

КАК НАМ ВСТРЕТИТЬ ГОСПОДА?

В день Сретения (по-славянски – встреча) Церковь празднует важное событие из евангельской истории. На сороковой день после рождения мальчика-первенца, согласно ветхозаветному закону, над ребенком совершали обряд посвящения Богу. Для этого его приносили в Иерусалимский храм.

Матерь Божия и Иосиф на сороковой день после рождения Иисуса понесли Его в Дом Божий. Когда они ожидали своей очереди, внезапно к ним подошел старец Симеон, который жил при храме. Старцу этому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию, Которого он ждал вместе со всем народом Израиля. Духом Святым ему было открыто, что Мария держит на руках Спасителя мира. Симеон приблизился к Деве, взял Младенца и восславил Бога словами гимна, который входит ныне в состав ежедневного богослужения Православной Церкви:

sretenie2

– Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Мф. 2, 29, 32).

Старец радовался, что может теперь спокойно умереть. Христа он называет светом для просвещения языков, т.е. всех народов, и славою народа Израильского. Радостная встреча старца Симеона и младенца Христа была знамением осуществлявшейся в ту эпоху истории встречи Нового и Ветхого Заветов.

Иосиф и Мария удивились словам Симеона. Старец благословил их, а Божией Матери сказал:

– Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу.

Действительно, Пресвятая Дева шла Своим крестным путем, ни на шаг не отлучаясь – хотя бы мысленно – от Своего Божественного Сына. А в Страстную Пятницу меч воистину пронзил Ей душу. Присутствуя на Голгофе, Она видела Сына, в страшных муках висящего на Кресте. Она слышала и Его последние слова, когда Он поручил Ее заботам Своего любимого ученика, апостола Иоанна.

Она стала названной Матерью апостола Иоанна и вместе с ним Матерью всех Христовых учеников.

Праздник Сретения, напоминающий нам о земном подвиге и муках Богоматери, считается, поэтому не только праздником в честь Христа, но и Богородичным праздником.

– Радуйся, Благодатная Богородице Дево! – так начинается тропарь Сретения, в котором передано основное содержание праздника.

Святитель Феофан Затворник в слове на праздник Сретения говорит:

– Представим себе картину, ныне празднуемого события и поучимся, как нам встретить Господа.

Вообразите храм. Посреди — Симеон Богоприимец с младенцем Господом на руках. Перед ним Пречистая Владычица и праведный Иосиф. Рядом Анна Пророчица и все желающие избавления. Взоры всех устремлены на Господа и души всех ощущают блаженство с Ним.

Но слово в объяснение этого нашлось только у Симеона! Обнявший Господа, овладевший Им и сам обладаемый от Него, он вне себя и, как бы уже не на земле, а на небе сущий, полагает конец всем делам и трудам своим, говоря: ныне отпущаеши – отпускаешь.

Ныне я достиг всего, чего искал и надеялся и что обещано было мне. Всем обладаю. Больше этого искать нечего, и дальше этого идти некуда.

Как блаженны те, кого сподобил Господь быть участниками в событии принесения Его в храм в сороковой день!

Праведный Симеон принял на руки свои младенца. Но этот младенец был и Бог совершенный и все содержащий. Симеон касался плоти младенца человека, но Бог-младенец наполнял душу его, равно как и души всех присутствовавших.

sretenie

И вот Симеон поет песнь, Анна пророчествует. Богоматерь с Иосифом благоговейно поклоняются. Потому что, где Божие посещение, там рай сладости. Душа, встретившая Господа и Им встреченная, вкушает блаженство преестественное.

Постараемся и мы подражать этим блаженным. Ибо их Господь есть и наш Господь. Встретившийся с ними готов встретиться и с нами. Ибо говорит:

– Вселюсь в них и похожу.

Выйдем перед лицом Идущего вселиться в нас, и встретим Его, и будем встречены Им. И возрадуется дух наш, как обретший сокровище неоскудевающее, и воспоет Богу хвалебные песни спасения.

Нельзя иначе, надо Господа взыскать и к Нему единому устремиться всем существом своим. Остается одно: или погибель, или так сделать. Нельзя Богу работать и мамоне. Кто не со Мною, говорит Господь, тот против меня. И кто не со мною собирает, тот расточает (Мф.6, 24; 12.30).

Кто участвует в Сретении? Богоматерь – Дева Пречистая, два старца и старица, вступившие в пределы бесстрастия. Значит, встречают Господа чистота и бесстрастие.

– Блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят (Мф.5.8). Как солнце, все освещая, видится в вещах земных только тогда, как встречает чистую росинку, чистый хрусталь или воду, так Бог Вездесущий благоволит являть видимо для всех Свое присутствие только там, где встречает чистоту духа и тела.

Желаете если встретить Господа, поревнуйте о чистоте. Не ходите далеко и не теряйтесь в недоумении, что есть чистота и как дойти до нее. Чистота есть бесстрастие. Путь к бесстрастию — исполнение заповедей. Каждая заповедь, исполненная и сердцем принятая в закон постоянной деятельности, убивает страсть, себе противную. Все же заповеди, так воспринятые, убивают все страсти и поселяют бесстрастие.

Не думайте, что для этого надо сделать большие перемены в жизни или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван, в том да пребывает.

И поскольку Господь везде есть и Сам ищет встречи с духом нашим, то взаимная их встреча после этого совершается сама собой. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение.

Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением перед Господом, непрестанной молитвой – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

Покайся! Затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно перед Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли.

Устроившись так, скоро встретишь Господа. Он войдет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя – сильно и мощно может помочь в этом труде.

Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу!

– Трезвитесь и бодрствуйте (1 Пет. 5,8). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3).

– Тогда, соделавшись един дух с Господом (1 Кор. 6, 17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.

 

14 февраля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading